Готика в петербурге: топ-10 зданий с элементами средневекового стиля

Собор святого Вита (Прага, Чехия)

По повелению Карла IV на месте древней базилики романского типа в 1334 г. (по другим данным 1344 г.) заложили этот великолепный памятник готической архитектуры. Прошло 585 лет до освящения собора в 1929 году, но строительство ещё продолжалось. Говорят, что стоит он на месте древнего святилища Свентовита — бога победы и земледелия у западных славян. Поэтому и название носит созвучное с ним.

Собор Св. Витта в Праге (Чехия) By Alvesgaspar — Own work, CC BY-SA 4.0, Link

Первый архитектор собора, француз Матье из Арраса (чеш. Matyáš z Arrasu) начал работу в раннем готическом стиле: базилика, аркбутаны, короткий трансепт. Когда он умер, через восемь лет после начала строительства, пригласили 24-летнего мастера Петра Парлержа, строителя Кёльнского собора. Он в основном завершил восточную часть конструкции в позднеготическом стиле, окружив её боковыми часовнями.

Самый большой и самый красивый придел часовни Св. Вацлава. Его стены украшены позолоченными панелями с полированными плитами из полудрагоценных камней. Настенные росписи начала 16 века изображают сцены из жизни покровителя Чехии, в то время как еще более старые фрески показывают сцены из жизни Христа.

После Петра работы продолжили его сыновья. К моменту начала гуситских войн (1419 г.) главную башню собора уже почти завершили. В это время королю Вацлаву IV предсказали, что он умрёт «перед башней на площади». По высочайшему велению её снесли. Но король всё равно умер… от сердечного приступа в том же году.

Восстанавливали башню 143 года. В последующие века собору были добавлены детали ренессанса и барокко. Но только в 1861 году во время чешского Национального Возрождения были предприняты согласованные усилия для завершения строительства.

Западный фасад собора, который выглядит впечатляюще готическим, датируется 1953 годом.  Собор Св. Витта являет собой панораму развития готической архитектуры в Европе:

  • ранний период (арх. Матиас Арраский),
  • высокая готика (арх. Петр Парлерж),
  • конец готики (арх. Бенедикт Рид),
  • историзм в архитектуре — работы XIX, начала XX века (арх. Йосеф Моцкер и Камил Хильберт).

Смотрите короткое видео о соборе Св. Витта в готическом стиле

Страсбургский собор (Франция)

Собор Богоматери в Страсбурге строился с 1015 до 1439 года.  На этом месте до начала нашей эры находилось римское святилище. Затем ещё несколько религиозных зданий. Сегодня это шестая по высоте церковь в мире и самое высокое сохранившееся сооружение, построенное полностью в Средние века.

Виктор Гюго описывал его как «гигантское и тонкое чудо», а Иоганн Гёте — как «величественно возвышающееся, широко раскинувшееся дерево Бога». Собор виден далеко за равнинами Эльзаса. Песчаник горного массива Вогезы, из которого он построен, придает собору характерный розовый оттенок.

Имеет только Северную башню высотой 142 метра. Южная остаётся не достроенной. Это придаёт зданию особую асиметричную форму.

Страсбургский Нотр-Дам

Страсбургский собор Нотр-Дам несколько раз был поврежден: в 1870 году и во время Второй мировой войны. Несмотря на разнообразие его архитектурных стилей и асимметричный фасад, здание весьма гармонично.

Строительство началось в романском стиле с восточной части и южного портала. Но в 1225 году, прибывшие из Шартра мастера, предложили революционный готический архитектурный стиль. Созданный ими западный фасад и продольный неф с тысячами скульптур, по мнению ЮНЕСКО, стали шедевром готики. Большинство статуй, которые сейчас можно увидеть в соборе, являются копиями. Оригиналы перенесены в музей Парижской Богоматери.

Северный боковой неф освещен уникальным набором из пяти окон, датируемых в основном 12-м и 13-м веками. Они имеют изображения 19 императоров Священной Римской Империи.

В Южном трансепте собора находятся 18-метровые астрономические часы, одни из самых больших в мире.  Механизм завершает один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляет дату Пасхи по сложному христианскому календарю. На Первом Никейском Соборе (325 г.) Пасха была определена как «воскресенье, которое следует за четырнадцатым лунным днем, приходящимся на 21 марта или сразу после него».

Анимированные персонажи запускаются в движение в разное время суток. Один ангел звонит в колокол, а второй переворачивает песочные часы. Есть персонажи, представляющие парад смерти:  разные возрасты жизни с младенчества до старости. На последнем уровне находятся апостолы, проходящие перед Христом.

Часы показывают намного больше официального времени: солнечное время, день недели (каждый представлен мифологическим богом), месяц, год, знак зодиака, фазу Луны и положение нескольких планет.

Шартрский собор. Шартр. Франция

Один из шедевров средневековой готики расположен во французском городке Шатр, что в 90 километрах к юго-западу от французской столицы.

План строительства был принят в 1145 году, а вот первый камень в фундамент был заложен только через 50 лет, в 1195. Через 51 год после начала строительства храм распахнул свои двери верующим.

Трехнефное здание в плане представляет собой классический латинский крест, а восточная его часть увенчана полукругом небольших часовен. За много лет существования здания хорошо сохранились витражные расписные стекла, а также знаменитое окно в виде розочки.

10

Конструктивные особенности зданий готического стиля

Готику невозможно имитировать с помощью облицовочных материалов и отделочных работ. Это направление архитектуры выражено в самой конструкции строений, сообщающей им грациозный и одновременно величественный вид. Все они имеют одну особенность: снаружи выглядят значительно меньшими, чем внутри.

Французское gothique, немецкое gotisch, итальянское gotico производны от латинского gotthus и греческого gothos (на фото капелла)

Основа таких зданий – каркас, состоящий из специальных «ребер» – нервюр, контрфорсов, аркбутанов. Это основные элементы конструкции, применение которых помогает снизить нагрузку на стены и правильно ее распределить. Это позволило выстраивать максимально широкие оконные проемы и высокие своды, использовать в оформлении зданий стеклянные витражи. Благодаря прочному каркасу, удалось существенно снизить вес строений и увеличить их площадь и высоту.

Характерные черты готического стиля

Конструкция готического храма, система нервюр, контрфорсов и аркбутанов

Конструктивные элементы

Готические архитектурные композиции невозможно перепутать с ансамблями других стилевых направлений. Готика имеет только ей присущие черты: особую экспрессию и динамику, выразительность декоративных элементов. Здания, выстроенные в этом стиле, являются настоящими произведениями искусства, наследием культуры средних веков.

Характерные черты готической архитектуры – устремленные ввысь пикообразные купола и стеллы, высокие своды, широкие стрельчатые арки, массивные колонны. Огромные внутренние пространства соборов и храмов призваны подчеркнуть ничтожность человека перед Богом. Тщательно продуманная конструкция каркаса зданий позволила достичь качественных звуковых эффектов, обеспечивающих слышимость голоса пастыря в самых отдаленных уголках храма.

Готический стиль здания

Типы сводов готических зданий

Готический свод

Нервюры свода в церкви Сан-Франциско в Ассизи

Звездчатый свод

Один из основных элементов готических строений – свод. Он состоит из особых деталей каркаса – нервюр, что в переводе означает «жилка» или «ребро». Первым был изобретен крестовый свод, который стал впоследствии основным элементом строений в готическом стиле.  Помимо него, существуют и другие типы сводов:

  • звездчатый;
  • шестигранный;
  • веерный;
  • сетчатый.

Каждый из них является основой купола или арки, представляет собой опорную конструкцию для стен и кровли. По мере развития архитектурного стиля, в каркас сводов стали включать не только массивные нервюры, но и более тонкие и изящные перемычки – тьерсероны и лиерны. Это вспомогательные элементы, наличие которые позволяет формировать криволинейные строения.

Свод с подвеской

Звездчатый свод — фото

Вестминстерский дворец. Лондон Англия

Светские готические постройки отличаются таким же великолепием и изящными формами, как и культовые сооружения. Вестминстерский дворец, уютно расположившийся на берегу Темзы в самом сердце Лондона, стал настоящим символом Британской монархии.

Долгое время он служил резиденцией английских королей, а затем в его роскошные залы переехал Британский парламент, заседающий в нем и поныне.

После пожара 1834 года здание дворца было практически перестроено заново, и сегодня дворец является красивейшим сооружением Европы, который выстроен в неоготическом стиле, а башня Елизаветы, или Биг Бен, как ее чаще называют, самая известная готическая башня в мире.

Элементы оформления готики

Неизменный атрибут готики – скульптурные композиции. Это неотъемлемые элементы оформления любого католического собора или храма. Скульптуры призваны сообщить пространству одухотворенность и придавать ему особый, религиозный смысл. Для готики характерно украшение зданий скульптурами пророков, ангелов, святых. Зачастую композиции фигур передают смысл религиозных тестов и наставлений. В любом храме присутствуют скульптуры Девы Марии и Христа. Каждый элемент оформления зданий предназначен для воздействия на душу и разум простого человека, вызова у него эмоционального отклика и чувства преклонения перед величием Бога.

Скульптура Кёльнского собора

Химеры Нотр Дама

Ранней готике (начало-середина ХII века) присущи более простые и лаконичные черты. Для этих строений характерны широкие порталы для входа в здание, которые закрывались массивными дверями. Начиная с ХIII века при строительстве готических зданий стал использоваться каркасный стиль. С начала XIV века фасады соборов стали украшать лепниной и скульптурными композициями. Причем элементы оформления зачатую располагали по всей высоте стен.

Соборы и храмы нередко перестраивали, поэтому в одном здании можно увидеть черты разных направлений и этапов развития готики. Начиная с XVI века этот стиль архитектуры стал постепенно утрачивать свое былое значение, так как на первый план стали входить барокко и ренессанс.

Гаргулья

Скульптуры готического собора

Считается, что гаргульи служили символом защиты храма, отпугивающим грешников

Помимо скульптур и лепнины, в оформлении зданий готического стиля используют такие элементы декора, как ажурные шатры и порталы. Внутри строений расположены величественные колонны, являющиеся опорными элементами конструкции. Верхние части рядом стоящих колонн образовывают своеобразные шатры или своды, украшенные различными барельефами.

Собор Парижской Богоматери. Париж Франция

Сложно отыскать на карте Европы более известного храма, чем Notre-Dame de Paris, воспетый многими поэтами и литераторами, отображенный на не на одной сотни картин великих живописцев разных эпох.

Символ Парижа начали строить в 1163 году, а уже в начале XVI века он предстал во всей своей красе. Красивый католический собор стал ярким примером французской готики, вместе со столицей переживал счастливые и трагические события.

Во время Великой революции многие ценности были разграблены, а скульптуры, украшавшие здание, разбиты. Помнит собор и коронацию Наполеона Бонапарта, а также бои на улицах Парижа во времена Парижской коммуны.

20

Церковь Сан-Франческо в Ассизи (базилика Святого Франциска), Италия

Ещё одно историческое здание в переходном стиле, подобное немецкому храму в Лимбурге, но совершенно отличное от него в многочисленных внутренних деталях.

Общее описание. Главный храм ордена францисканцев (Св.Франциск – знаменитый средневековый католический проповедник, богослов, основатель монашеского ордена). Церковь является центром монастыря Сакро-Конвенто в итальянском городе Ассизи.

Базилика Святого Франциска – единственная базилика в готическом стиле, носящая официальный титул «главной» («major basilica»)

Храм имеет два яруса (этажа): верхняя и нижняя церковь, каждая имеет свой отдельный вход с улицы. В крипте под нижней церковью захоронен Святой Франциск.

Даты постройки: 1226-1253 гг., фрески создавались после завершения строительства.

Кто построил? Руководством и надзором за строительством занимался викарий ордена Илия Бомбардоне.

Церковь св. Франциска, вид с юга. Вход в Нижнюю церковь

Архитектура храма представляет особый интерес для истории тем, что наглядно показывает переход от романского стиля к готическому. Фасад очень скромный и аскетичный, что совсем не свойственно для французских соборов того времени – это безусловно наследие предшествующего стиля. Тем не менее, если войти внутрь, то можно обнаружить очень многие элементы готики: стрельчатые своды, орнаменты «масворк», витражи, входные порталы, характерные колонны. Но самое главное в интерьере церкви то, что он выглядит совершенно не так как французские и это показывает, как многообразна была ранняя готика, как много вариантов развития стиля предлагали средневековые архитекторы.

Церковь св. Франциска, интерьер, ранняя итальянская готика

Фундаментальное отличием ранней итальянской готики от французской заключается в наличие фресок и декоративных орнаментов, которыми расписаны все стены храма и основные архитектурные элементы. Работы Джотто (величайшего живописца своего времени) и его учеников изображают сцены из жизни Святого Франциска.

Восприятие и влияние готики

Готика стала одним из источников вдохновения основоположников Возрождения в Италии — Брунеллески и Донателло. В Центральной Европе готические сооружения строились вплоть до XVII века, а затем готические архитектурные принципы вплелись в сложившийся здесь вариант архитектуры барокко.

Отношение ни к одному из художественных стилей прошлого не было так переменчиво, как к готике. Начиная с эпохи Ренессанса, готика воспринималась как символ всего тёмного и отсталого. Готическое искусство казалось искусственным, оторванным от природы. Так, Джорджо Вазари писал:

Но уже в XVII в., в противоположность суждению Мольера о готических соборах как «чудовищах», «следах невежественных лет», Винсен Саблон высказывает совершенно иную точку зрения в своей поэме о Шартрском соборе, воспев в ней творчество готических архитекторов.

Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Он был связан с борьбой классицистических и рационалистических теорий XVIII века с зарождавшимся романтизмом. В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры.

Каркасная система в готической архитектуре

Появился данный стиль на базе романских построек с характерными толстыми стенами, небольшими окнами, полукруглыми тяжёлыми дверями, массивными столбами или колоннами и бочкообразными сводами.

Готическая архитектура появилась благодаря открытию архитекторами принципиально нового метода распределения нагрузки на здание. Когда установили, что масса и нажим каменной кладки вполне могут быть сосредоточены в нескольких высчитанных точках, то другие составляющие строения не обязательно должны быть опорными.

Новый подход в строительстве состоял в том, что цилиндрический свод заменился веерным посредством специальных конструкций: нервюр — выступающих рёбер каркасного свода. Его назвали нервюрным.

На основе каркасной системы готической архитектуры появилась возможность строительства высочайших зданий с огромным пространством, множеством света, высокими колоннами и башнями, продолговатыми арками и украшенными резьбой фасадами. Стали строить готические храмы, превышающие высоту Хеопской пирамиды, которая в Европе в те времена считалась самым высоким сооружением на земле.

Франкфуртский собор

Еще одно название собора – Императорский собор святого Варфоломея. Он расположен во Франкфурте-на-Майне и является наиболее крупным в этой области духовным памятником. Здание выстроено из красного кирпича.

Раньше в этом соборе проводились церемонии коронации императоров Священной Римской Империи. На протяжении всей истории это здание было кайзерским, а не кафедральным собором. В 19 веке Франкфуртский собор стал символом единения германской нации.

Шпиль собора имеет высоту 95 м. Общая длина здания – 64 м, высота купола – 23 м.

Интересные факты:

  • Известно, что ранее участок, на котором теперь стоит Франкфуртский собор, был островом. Результаты раскопок показали, что на этой территории люди жили еще со времен неолита.
  • Собор обрел черты, присущие готическому стилю, в 13 веке. Свой сегодняшний вид он обрел только в 15 веке.
  • В марте 1944 года в ходе авианалета собор святого Варфоломея получил сильные внешние повреждения, а интерьер был уничтожен практически полностью. К счастью, все произведения искусства и прочие ценности, которые хранились в нем, были заранее вывезены в безопасные места, а после того как ситуация стабилизировалась, возвращены обратно.

В Германии есть большое количество соборов, выполненных в готическом стиле. Большинство из них были построены в 10-13 веках и претерпели некоторые изменения, поскольку пережили различные катастрофы и войны. Вместе с тем эти здания сохранили характерные черты стиля до сегодняшнего дня. Некоторые из них входят в список Всемирного культурного наследия человечества.

Готика в России

Основная статья: Русская псевдоготика

Главный зал Владычной палаты.

Уникальный пример готических построек на территории Руси — Грановитая палата 1433 года и, вероятно, звонница Софийского собора (1439) Великого Новгорода, связанного в Средневековье с Западной Европой. Звонница неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв.

В Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна.
Определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля, построенного по проекту итальянских архитекторов.

Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. В Санкт-Петербурге (Московский район) по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).

Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве — наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова; после его отстранения — по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). По замыслам зодчих, рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления — классицизма. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в —1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма!»); перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.

Одним из типичных образцов неоготики в Москве можно считать Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в —1911 годах. Собственный дом архитектора Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке (1896 г.) — яркий пример неоготики. Дом украшен островерхими башенками и витражами (сохранились).

Бранденбургские ворота в Калининграде, неоготика

Ряд культовых сооружений, построенных в стиле неоготики имеется в Поволжье и в восточной части России. В частности, в этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (—) и др.

Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Замки Калининградской области) и большое количество церквей (см. Кирхи Калининградской области), но большинство из них — в разрушенном состоянии. В самом Калининграде отреставрирован фактически «с нуля» средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).

Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.) в старом городе, но самое главное — единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Неоготический кафедральный собор не сохранился до наших дней. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Несмотря на неоднократные обращения правительства Финляндии с предложением помощи в постройке собора заново, по старым чертежам, они так и остаются без ответа. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры — здание лютеранской церкви (конец XIX в.),Нижняя Тура Земское училище.

Водонапорная башня в городе Инте Республики Коми была построена в готическом стиле (1955 год). Архитектором был шведский политзаключенный Артур Тамвелиус.

Литература

На русском:

  • Готическое зодчество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Всеобщая история искусств, Т.2, М., «Искусство», 1960
  • Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет. — М.: ОЛМА-Пресс, 2002, ISBN 5-224-03922-3
  • Каптерева Т. П., Искусство Испании, М., «Изобразительное искусство», 1989
  • Мерцалова М. Костюм разных времён и народов. Т.1 — М.: Академия моды, 1993, С. С. 179—222, ISBN 5-900136-02-7
  • Муратова К. М., Мастера французской готики 12-13 вв, М,.»Искусство», 1988

На немецком:

  • Suckale, R. / Weniger, M.: Malerei der Gotik. Taschens Epochen und Stile. Taschen, 1999.
  • Jantzen, H.: Die Gotik des Abendlandes. Idee und Wandel. DuMont, 1997.
  • Kurt Gerstenberg: Deutsche Sondergotik, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 1969
  • Dieter Kimpel, Robert Suckale: Die gotische Architektur in Frankreich : 1130 − 1270, München 1985.
  • Werner Müller: Grundlagen gotischer Bautechnik, München 1990.
  • Jantzen, H.: Kunst der Gotik. Klassische Kathedralen Frankreichs — Chartres, Reims, Amiens. Reimer, 1987.
  • Erlande-Brandenburg, A.: Triumph der Gotik: 1260—1380. (Universum der Kunst, Bd. 34). Beck, 1988.
  • Duby, G.: Die Zeit der Kathedralen. Kunst und Gesellschaft 980—1420. Suhrkamp, 1992.
  • Uwe A. Oster: Die großen Kathedralen. Gotische Baukunst in Europa, Darmstadt 2003.

На английском:

Ulrike Laule, Architecture of the Middle Ages. 2004. Feierabend, ISBN 3-89985-053-X

  • Gothic Churches of Lviv. Abstract of MA Thesis // Annual of Medieval Studies at Central European University 1996-97 / ed. M. Sebok. — Budapest, 1998. — Vol. 4. — S. 97-98.

Что это такое?

Целый период в развитии европейской культуры, распространенный на центральных территориях, а также западе и северо-востоке Европы, с XI по XVI столетия, называется готическим.

Был введен этот термин итальянцем Джорджио Вазари. Готический период следует вслед за романским и завершает развитие средневекового искусства. Последующая эпоха Ренессанса считает Средневековье варварским периодом.

Чаще всего под этим термином подразумевается архитектурный стиль в строительстве зданий. Но готика – это целое течение в искусстве: скульптура, витраж, миниатюра, живопись, фреска.

Главной особенностью готического стиля в архитектуре является дизайн зданий. Это всегда пышно, величаво и монументально. Наиболее часто стиль использовался для создания религиозных сооружений – церквей, соборов. И еще, наружные размеры зданий всегда кажутся намного скромней, чем внутри.

Высота соборов и храмов обеспечивалась использованием каркасной системы в их строительстве. К конструктивным особенностям готических зданий относят наличие:

  • нервюр (внутренних опорных арок);
  • аркбутанов (наружных упорных арок);
  • контрфорсов (наружных вертикальных упорных столбов);
  • пинаклей (остроконечных башенок);
  • вимпергов (крестовых сводов, резных фронтонов).

Зародился готический стиль в северной Франции, в середине XII столетия. В аббатстве Сен-Дени была построена первая готическая церковь. Постепенно такая архитектура распространилась по всем европейским странам, включая Великобританию, Германию и Испанию. На Апеннинский полуостров готика пришла гораздо позднее, претерпев значительные изменения, и получила свое особенное «итальянское» направление, которое быстро сменила эпоха Возрождения.

Мода

Слева: Апрель. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского»Справа: Петрус Кристус. Св. Элигий в мастерской. 1449. Музей Метрополитен. Нью-Йорк

Эпоха Крестовых походов совершила переворот в оружейном деле. Европейцы познакомились на Востоке с лёгкой и ковкой сталью.

Тяжёлые кольчуги вытесняются новым типом доспехов: соединённые шарнирами куски металла способны покрыть поверхность сложного очертания и оставить достаточную свободу движения. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды. В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. Вершины своего развития готический костюм достигает в конце XIV—XV вв., когда по всей Европе распространилась мода, созданная при Бургундском дворе. В XIV веке укорачивается мужское платье: теперь длинные одежды носят только пожилые люди, врачи, судейские. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ — одежда воплощает эстетический идеал эпохи — образ стройного молодого человека, галантного кавалера. В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. Верхняя часть костюма — узкий лиф с узкими длинными рукавами, треугольным вырезом на груди и спине. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой».
Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским.

Церковь святого Лаврентия

Здание находится в Нюрнберге. Церковь святого Лаврентия считают наиболее старым лютеранским храмом.

Точная дата начала строительства церкви святого Лаврентия неизвестна. Ранее на ее месте стояла часовня Святого Лаврентия – об этом здании упоминается в 1235 году. Примерно в 1275 году она стала самостоятельной.

В ходе Второй мировой войны церковь была сильно повреждена. После окончания боевых действий была начата реконструкция, которая затянулась до 60-х годов ХХ века.

Общие данные:

  • длина церкви – 91,7 м;
  • ширина – 30 м;
  • высота центрального нефа – 24,2 м;
  • высота боковых нефов – 11,5 м.

Интересные факты о соборе:

  • основными достопримечательностями собора святого Лаврентия, представляющими значительную художественную ценность, являются дарохранительница, золоченый канделябр, скульптурная композиция «Благовещение»;
  • долгое время высокие башни собора были источниками пожаров, так как в них часто били молнии;
  • западный фронтон собора украшает огромная розетка окна, диаметр которой составляет 10 м.

Готика в одежде и макияже

Современные готы – представители субкультуры, появившейся в 70-х годах прошлого столетия и ставшей продолжением готического стиля Средневековья. Уже в те времена появилась мода на отрешенность от жизни, неудовлетворенность происходящим. В качестве протеста молодые люди одевали черные костюмы, корсеты, оборки, вуали, причудливые остроконечные шляпки и шлейфы, делали неровные края рукавов, нашивали множество оборок и лент. Последующая эпоха Ренессанса оживила моду, а в XX столетии вновь стала актуальной и популярной.

Готический стиль в одежде приковывает взгляды окружающих людей, чего и добиваются готы

Они хотят обратить внимание на свои душевные переживания. Это в основном черная одежда (длинные плащи, юбки, кожаные брюки, жилеты и куртки)

Хотя может быть темно-фиолетовой, синей или зеленой.

Предпочтение отдают только бриллиантам. Белый металл и бриллианты выгодно оттеняют бледность лица, душевные страдания и переживания, которые должны увидеть люди.

От панков готы позаимствовали массивные цепи, браслеты, кольца, ошейники с шипами, что должно указывать на готовность к страданиям. Мужчины готы одеты строго, немного старомодно. Черная рубашка с длинным рукавом, иногда с кружевными вставками, брюки классические. На одежду наносят полосы или пятна другого цвета, чтобы появился контраст.

Одновременно с одеждой готы наносят свой особенный макияж. Темные тона должны были вернуть готов в мрачное средневековье или сделать похожими на вампиров.

Носят пирсинг на носу, губах или бровях. Обязателен маникюр с темным лаком и у девушек, и у парней. Подобный макияж делают вечером, на различные мероприятия, а вот на каждый день в офис на работу желательно все же не злоупотреблять терпением работодателя.

Шартрский собор (Франция)

Шартрский собор, также известный как собор Богоматери Шартрской, является римско-католической церковью и находится примерно в 80 км к юго-западу от Парижа.

Собор Богоматери Шартрской

Его частично построили в 1145 году, а затем, после пожара 1194 года, реконструировали и достраивали в течение сотен лет. Более поздние дополнения

  • в конце готической эпохи (Вандомская Капелла, северо-западный шпиль, часовой павильон),
  • Ренессанс (хоры),
  • классическая эпоха (разработки архитектора Виктора Луи),
  • индустриальная эпоха (железная конструкция крыши Эмиля Мартина) и
  • современная (создание витражей)

не изменили чистоты ансамбля. Он знаменует собой вершину французского готического искусства.

  • Огромный неф в чистом огивальском стиле (очень узкая, круто заостренная арка огив иногда называется «стрельчатая арка»),
  • порталы и галереи, украшенные прекрасными скульптурами середины 12-го века, и
  • великолепные витражи 12-го и 13-го веков —

все в замечательном состоянии.

Шартрский собор оказал огромное влияние на развитие искусства средневекового христианства, поэтому он предстает важной вехой в истории архитектуры этой эпохи. Выдающийся витражный ансамбль, монументальная скульптура и роспись, чудом сохранившиеся от разрушения, делают Шартр одним из самых замечательных образцов готической архитектуры

Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали  собор в Кельне в Германии, Вестминстер в Англии и Леон в Испании.

Монументальные скульптуры собора ценятся как из за их обилия (около 10 тысяч), так и качества: они показывают панораму перехода от романского к готическому стилю, достигают тонкого баланса идеализма и реализма.

Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненный примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража 12-го века над Королевским порталом и большие розы 13-го века на трех фасадах:

  • на Западе — Страшный суд;
  • на севере — прославление Богородицы;
  • на юге — прославление Христа.

Освятили собор в 1260 году. Гармоничный, даже в незавершённом виде силуэт здания (из 8 запланированных башен есть только 2), делает его одним из наиболее почитаемых в мире.

Шартрский собор занимает замечательное положение на равнине Бос (фр. Beauce). Построенный на месте святилища друидов, он не нарушил баланса архитектурного искусства с ландшафтом.

Посмотрите короткое видео, чтобы иметь лучшее представление об этом шедевре готического искусства средневековья.

Основные черты готики в архитектуре

Средневековый собор был центром городской жизни, и строился с расчетом на то, чтобы вместить все городское население. На площади перед собором выступали проповедники, устраивали представления бродячие артисты, вели дискуссии профессора и студенты. Своим внешним очарованием и эксплуатационными качествами готическая архитектура обязана следующим характерным признакам:

  • Готический стиль — это характерный, устремленный ввысь облик всех частей сооружения, включая шпили, удлиненные витражные окна, узкие башенки.
  • Каркасная система строительства. Благодаря ее появлению здания стали расти ввысь, а толщина несущих стен становилась меньше.


Конрфорсы и аркбутаныИсточник i.pinimg.com

  • Стрельчатые арки. Они прекрасно справлялись с нагрузкой верхнего свода, перераспределяя ее на нижние конструкции. Благодаря аркам в форме стрел появилась возможность обходиться без множества внутренних стен, что было невозможно в романском стиле.
  • Дополнительные конструкции. Арки в форме дуг и крестов, а также висячие наружные полуарки, способные передать нагрузку за пределы строения.
  • Разнообразный декор готического фасада: архивольт (обрамления арочных пролетов), вимперг (остроконечный щипец над оконным проемом или порталом), «большая роза» (центральное окно собора), фасад, украшенные резьбой.


Витраж в современном интерьереИсточник lunev-design.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector