Цветоведение

Основные цветовые гаммы.

Основные цветовые гаммы и любое самое сложное  сочетание их цветов являются природными, не механическими и воспринимаются на­ми глазами. В этих гаммах присутствует математическая точность, так, например, дополнительные цвета всегдапротивоположны в цветном круге и всегда кажется, что они , друг друга взаимно усиливают. Каждая гам­ма оказывает определенное эмоциональное воздействие.

   основная (первичная) 

■ Это самая главная цветовая гамма: здесь собраны чистые красный, желтый и синий цвета. Простота этой гаммы лучше всего подходит для детских книг, игрушек и спален. Чистыми цветами, свой­ственными этой гамме, широко пользовались такие ху­дожники, как Пит Мондриан и Рой Лихтенштейн.

   составная

■ Составная гамма состоит из оранжевого, зеленого и фиолетового цветов. Они обла­дают освежающими и воодушевляющими свойствами, а с помощью их оттенков и полутонов можно добиться весь­ма тонкого живописного эффекта.

    ахроматическая

■ Ахроматическая, или бесцветная, гамма состоит из черного и белого, а также полу­ченной при их смещении гаммы серых тонов. Возможно создать «тёплые» и «прохладные» — ахроматические цвета, если добавить красный, желтый или синий цвета.

Страница 1 из 11

Хроматичность (Chromaticity, Chorma)

О хроматичности мы говорим, когда рассуждаем о «чистоте» цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, чёрного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми.

Понятие «хроматичность» связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако мы будем продолжать использовать эти термины раздельно, потому что на наш взгляд они относятся к различным ситуациям, о чём будет сказано несколько ниже.

Высокая хроматичность — очень сияющие, живые цвета.

Низкая хроматичность — ахроматичные, бесцветные цвета.

Хроматичность одинакова — средний уровень. Та же живость цветов несмотря на различный тон; чистота меньше, чем у образцов выше.

Высокохроматические цвета содержат максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, чёрного или серого. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его хроматичность.

Хроматичность, которую часто называют «сочностью», является количеством цвета (hue) в цвете. Цвет без цвета (hue) является ахроматичным или монохроматичным, и видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и хроматичность, за исключением очень светлых цветов.

Дополняющие (дополнительные) цвета

Дополнительные или дополняющие цвета находятся напротив друг друга на цветовом круге. При совместном использовании они дают высокую контрастность приятную для глаза зрителя, а значит и высокое воздействие.

  • Красный и зеленый
  • Желтый и фиолетовый
  • Синий и оранжевый

Сделайте несколько фотографий, используя дополнительные цвета. Вы можете найти красный цветок и скомпоновать кадр так, чтобы за ним можно было видеть только траву или листву. Вы можете нарезать апельсин или папайю и сфотографировать их на синем фоне.

Вы можете найти два объекта, которые имеют дополнительные цвета. Сфотографируйте их на простом цветном фоне.

Осмотрите свой дом или сад, и я уверен, что вы найдете вещи ярких основных цветов, которые можно сфотографировать вместе

пример цвета для упражнений цветной фотографии

Пример дополняющих цветов. Nikon D800, 500 мм f / 11, 1/500 с, f / 11, ISO 800, ручной режим

Сочетание цветов в интерьере кухни

Общие рекомендации. В обустройстве кухни допустимо использовать не более 3-х цветов. Холодные тона способствуют снижению аппетита, теплые – аппетит возбуждают, улучшают пищеварение, дают энергию. Излишнее присутствие красного может вызвать состояние тревоги.

  Классический стиль требует монохромного оформления. Допускается присутствие 2-3 сдержанных тонов, яркие исключены. Цвета карамели, капучино, слоновой кости, молочный, кремовый являются основой интерьера. Акцентом служит декор с элементами позолоты. В большом помещении допустимо сочетание коричневого с бежевым цветом.

Кухня в классическом стиле с мебелью из дереваИсточник lubestoremilano.it

Кухня в классическом стиле с деревянной мебелью и современной техникойИсточник uamebli.su

  Неоклассика – любительница светлых оттенков. Светло-розовый, персиковый, лиловый, сливочный, кремовый, песочный – один другого лучше. Удачное решение — сочетание светлых цветов с перламутром. Возможные контрасты: белый, черный. Нестандартный подход — белый фасад и черная бытовая техника. Освежит убранство дуэт слоновой кости и бирюзы. Превосходно смотрится микс из песочного и шоколадного тонов.

  Скандинавский стиль: солирует белый цвет и его оттенки: молочный, кремовый, сливочный, цвет слоновой кости, топленого молока. Отличным дополнением становятся бежевый, светло-голубой, нежно-зеленый, серый, льняной. Насыщенные подойдут для акцентов.

Скандинавская кухня в белом Источник legko.com

  Лофт предпочитает холодные светлые цвета – серый, белый, металлик. При выборе серого возможно использование как светлых, так и темных тонов. Акцентные цвета: коричневый, бордовый, черный, голубой, зеленый, но без лишней пестроты.

Сочетание цветов для кухни в стиле лофтИсточник pinterest.it

Кухня в стиле лофт с кирпичными стенамиИсточник blog.bluprin.com

  Кантри в русском образе – воссоздание деревенского быта. Добиться этого легко, используя в оформлении цвет шоколада – от молочного до горького. Кухня может быть в светлых тонах, например, кремовом, ванильном, песочном, но сочетание с коричневым обязательно. Декор чисто деревенский – винтажная посуда, керосиновая лампа. Обязательны текстильные элементы – скатерти, салфетки, полотенца.

Уютная кухня в стиле кантри в частном домеИсточник remontbp.com

Кухня в стиле кантри с декоративным элементом над плитойИсточник pinterest.com

  Хай-тек – приверженец минимализма. Цветовая гамма однотонная, холодная. Металлик, серый, белый, черный дополняются красным, желтым, синим.

Белый на кухне хай-текИсточник frei-atmen.info

Кухня хай-тек с черной матовой мебельюИсточник kryub.in.ua

Масляные краски

Если сравнивать этот материал с акварелью или акрилом, то масло более текучее. Из-за этого нужно очень тщательно перемешивать составы разных цветов. С одной стороны, это недостаток, но с другой – эта особенность позволяет получить следующие эффекты:

  • При условии тщательного перемешивания получится равномерный тон. Такой материал отлично подойдет как для полного окрашивания поверхностей, так и для и частичного декорирования.
  • Если смешать частично, то на покрытии будут проступать разнотоновые прожилки.


Благодаря частичному смешиванию масляной краски можно получить уникальный эффект

Смешивание

Теперь о том, как смешивать масляные краски. Для смешивания цветов красок на масляной основе также используется таблица. В ней указываются цвета, получаемые посредством соединения разнообразных колеровочных компонентов. Кроме того, здесь можно найти такой показатель, как сочетание блеска. Если добавить немного глянца в матовую основу, то результата практически не будет, а если поступить наоборот, то блеск будет слегка приглушен.

Способы смешивания:

  1. Механический. В этом случае речь идет о смешивании двух или больше разнотоновых материалов в одной емкости. Насыщенность цвета контролируется количеством составов ярких оттенков. Нужный цвет создается еще до обработки стены или потолка.
  2. Наложение цвета. Поэтапное нанесение нескольких мазков поверх друг друга.
  3. Оптический. Это самый сложный метод, который доступен только специалистам. Он подразумевает смешивание глянцевых и матовых основ во время нанесения краски на поверхность. Смешать цвета красок можно только на обрабатываемой поверхности, иначе получится более ровный тон.

Особенности

Первый метод полностью отвечает данным в таблице. Если речь идет о наложении цвета, то здесь результат непредсказуемый. Одним из самых простых вариантов оптических иллюзий является лессировка: на поверхность наносят темный тон, после его высыхания кладут краску немного светлее, а затем совсем светлую. В результате каждый цвет будет просматриваться сквозь верхние слои.

Таким образом, нет какой-то определенной схемы

Чтобы узнать, какие цвета надо смешать, недостаточно только взять и посмотреть в таблицу, важно постоянно практиковаться и не бояться экспериментов. Так можно создать новый эффект, который сделает интерьер неповторимым

Также важно помнить, что смешанный оттенок очень сложно повторить, поэтому следует запоминать пропорции.

Теперь вопрос, как правильно смешивать краски, не кажется таким сложным.

Эксперименты по смешиванию: о чем надо знать заранее

Окружающий мир наполнен широкой цветовой палитрой, но базируется все красочное великолепие на трех основных цветах: синем, красном и желтом. Именно за счет их смешивания добиваются нужного полутона.

Чтобы получить новый оттенок, используют базовые колеры в различной пропорции. Самый простой пример, как получить зеленый цвет. Ответ чрезвычайно прост: смешивая желтый краситель с синим. Наглядная таблица первичных, вторичных и переходных цветов, получаемых путем смешивания, представлена далее:

Эта таблица поможет понять, что вопрос, как получить желтый цвет, сам по себе некорректен. Его невозможно добиться соединением других компонентов, так как желтый относится к трем основным тонам. Поэтому при возникновении потребности в желтом, приобретают готовый краситель или добывают пигмент из натуральных продуктов, что не совсем целесообразно.

Одни и те же начальные цвета, взятые в разных пропорциях, при смешении дают новый результат. Чем больше будет объема одного красителя, тем конечный результат после смешивания получится ближе к исходному оттенку.

Проводить эксперименты необходимо с учетом общеизвестных правил. Если комбинировать хроматические цвета, которые в цветовом круге находятся недалеко друг от друга, после смешивания получают краску с ярко выраженным хроматическим оттенком, хоть и не обладающую чистым тоном. Соединение красителей, расположенных в противоположных сторонах, ведет к образованию ахроматического тона, в котором преобладает серый оттенок. Ориентироваться в оптимальном сочетании красок поможет хроматический круг:

Внимание! Смешивание красителей не всегда приводит к получению стойкого результата. Некоторые краски при соединении провоцируют химическую реакцию, из-за которой декоративное покрытие в дальнейшем растрескивается

Известны случаи, когда желаемый фон со временем сереет или темнеет.

Например, если взять киноварь красного цвета и свинцовые белила, полученный ярко-розовый колер по истечении некоторого времени потемнеет. Желательно для получения нужного тона брать максимально ограниченное количество исходных красок. При смешивании обязательно учитывается их совместимость. Например, красители на масляной основе чувствительны к растворителям. Темнеющие или быстро выгорающие материалы лучше сразу исключить. Таблица сочетаний, которые не стоит использовать, предотвратит ошибки в творческом процессе:

Чёрно-белая фотография

Цветная и чёрно-белая фотография – это два совершенно различных способа запечатления окружающей действительности. Ни одна из них не может считаться совершеннее или примитивнее другой. Они по-разному отражают мир и требуют от фотографа принципиально разного видения мира.

Тот факт, что ваша камера по умолчанию снимает в цвете, отнюдь не избавляет вас от необходимости о цвете задумываться. Цвет должен быть значим и обоснован. Если цвет не важен для снимка, то, возможно, от него стоит избавиться. Спросите себя: улучшит ли цвет фотографию? Если нет – он её ухудшит.

Однако я должен предостеречь вас и от другой крайности. Не следует бездумно конвертировать все снимки в ч/б, в надежде, что от этого они станут более душевными и элитарными. Если ваши снимки кажутся вам недостаточно “творческими”, то творческая обработка им не поможет. А уж если вы используете ч/б чтобы замаскировать дефекты освещения или ошибки баланса белого, то разумнее было бы заняться прежде улучшением не фотографий, а фотографа.

В цвете проще получить приятную фотографию, но гораздо сложнее получить фотографию потрясающую, поскольку мы привыкли к цветному миру, и нужно что-то действительно необычное, чтобы удивить нас. Чёрно-белая фотография более абстрактна, она допускает более смелые манипуляции, как при съёмке, так и при обработке, но требует высокого мастерства композиции, а также умения видеть и использовать тональные отношения.

Лично мне ближе цветная фотография. Тем не менее, для некоторых сюжетов, например, для пасмурных зимних пейзажей, ахроматическая палитра более чем уместна. Такие снимки выглядят сильнее и, я бы даже сказал, монументальнее, когда цвет отброшен, как незначимый и отвлекающий фактор.

Редкая сцена одинаково хорошо выглядит в цвете и в ч/б, но и такие случаи бывают. Чтобы иметь свободу выбора, я рекомендую всегда снимать в цвете, а уж затем, если вам понадобится монохромное изображение, использовать для конвертации в ч/б графический редактор.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Черный базовый цвет в одежде

Черный цвет — элегантный, эмоциональный, дорогой, а так же не маркий и стройнящий. Он имеет свою оттеночную палитру. Так, существуют синие, фиолетовые, коричневые и серые оттенки черного. Ну, и конечно же, глубокий черный цвет. (Возможно, вы не увидите разницу между оттенками черного на картинке, это засвистит от цветопередачи вашего монитора).

Черные оттенки всегда в моде. Задумываться стоит только о фасоне.
Так, приобретая пальто черного цвета, вы можете носить его несколько сезонов, при этом спокойно меняя шарфы, колготки, обувь, перчатки, сумочку, головной убор на любые цвета. Смена фактур и стилей, дополняющих черную вещь, могут кардинально менять ее смысл.

Сочетания цвета с черной вещью в большинстве своем можно описать как контрастные. Это еще один критерий выбора черного цвета, как базового. Светлые и яркие цвета на фоне черного будут более сочными и выраженными, а образ более броским.

Монохромные цвета

Разные оттенки одного цвета, используемые вместе, могут дать очень интересные цветные вариации. По сути оттенок цвета — это тот же цвет, но с добавлением черного (если оттенок темнее), или белого (если оттенок светлее).

Найдите предметы у себя дома или в своем саду, с помощью которых вы можете создавать монохромные композиции. Цвет будет по сути одинаковым, но его оттенки будут разными.  Интересность будет определяться степенями оттенка, которые вы можете включить.

Зеленый против зеленого — самый распространенный монохром, который мы видим в природе Или, в зависимости от того, где вы живете и время года, он может быть коричневым на коричневом.

Пример монохромной схемы. Nikon D800, 105 мм f / 2,8, 1/320 с, f / 4,5, ISO 400, ручной режим

Тон (Hue)

Иные переводы: цвет, краска, оттенок, тон.

Именно это слово мы имеем в виду, когда задаём вопрос «Какой это цвет?». Мы интересуемся свойством цвета, которое называется «Тон/Hue». Например, когда мы говорим о красном, жёлтом, зелёном, и синем цветах, мы имеем в виду «тон/hue». Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать.

Контраст тонов — явно различные тона.

Контраст тона — различные оттенки, одинаковый тон (синий).

Термин «тон» описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от жёлтого и синего. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны ~700nm) и ультрафиолетовым (длина волны ~400nm).

На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются «семействами тонов». Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, чёрным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов

Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью, хроматичностью и насыщенностью

Правила сочетания цветов в интерьере для разных стилей

При выборе цвета учитывают следующее:

Нужные цвета в интерьере определяет стиль оформления.
Не стоит в одном помещении использовать более 5 тонов, чтобы не нарушить гармонию.
В фаворе нейтральные и смешанные оттенки.
Для акцента уместны насыщенные цвета.
Фундамент декорирования – основные тона. Они должны быть представлены большими массами. Окраска стен, потолков, пола – главное поле их использования. Также присутствуют в обивке мебели, в оформлении окон.
Два основных цвета нельзя делить пополам. Одного должно быть больше, другого меньше.
Разнообразие вносят 1-2 дополнительных тона

Их присутствие заметно, но не чрезмерно.
Осторожно с контрастными цветами: три являются пределом.

Контрастное сочетание цветов в интерьереИсточник pinterest.at

  • При ярких стенах мебель должна иметь сдержанные расцветки. Стены в пастельных тонах просят заметную мебель.
  • Размер. Холодные тона визуально увеличивают, а теплые уменьшают помещение.
  • Предназначение комнаты – одно из главных условий для определения цветовой композиции. От этого зависит психологический комфорт человека.

В нелегком деле выбора поможет своеобразный камертон — цветовой круг. Цветовое колесо, круг Иттена, замкнутый спектр – это всё о нём. Без его помощи трудно добиться успеха на дизайнерском поприще.

Оттенок (tint), тональность (tone), и тень (shade)

Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется «оттенок» (tint). Если цвет делается темнее путём добавления чёрного, полученный цвет называется «тень» (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).

Оттенки (добавляем белый к чистому цвету).

Тени (добавляем чёрный к чистому цвету).

Тональности (добавляем серый к чистому цвету).

Серый базовый цвет в одежде

Серый цвет — фон для вашей красоты. Сдержанный, надежный, консервативный он всегда кстати и станет тем, чем вы захотите.
Палитра серого цвета обширна, помимо градиента по светлоте он имеет массу оттенков. Основные подтоны среднего серого: фиолетовый, лиловый, зеленый и нейтральный, то есть сам чистый серый. В светлых оттенках серого подтонов больше.

Серый цвет, в отличии от черного более прост, но менее депрессивный (в некоторых эмоциональных состояниях черный давит на психику). Светлые тона серого визуально расширяют образ, темные же, наоборот, подчеркивают стройность фигуры. Базовые вещи серого цвета отлично входят в гардероб, меняя свой стиль по вашему вкусу.

Сочетания с серым цветом стремятся к спокойным и естественным. Не зря этот оттенок не идет представителям цветотипа «зима», основа которого контраст. А вот для «лета» все оттенки серого гожи. Мягкие и уютные, не броские, но стильные, как раз для развитой натуры и уравновешенной психики.

Неоднозначность понятия «цвет» и восприятие цветов

Основная статья: Психология восприятия цвета

Спектр на экране монитора (справа добавлен пурпурный участок). Яркость на красном, зелёном и синем прямоугольниках под спектром показывает относительную интенсивность ощущения на каждом из трёх независимых типов колбочек — рецепторов человеческого зрения.

Понятие «цвет» имеет два смысла: оно может относиться как к психологическому ощущению, вызванному отражением света от некого объекта (оранжевый апельсин), так и быть однозначной характеристикой самих источников света (оранжевый свет). В первом случае речь идёт о субъективно воспринимаемом цвете, зависящем от множества параметров, во втором — исключительно длине волны наблюдаемого излучения. Соответствие объективной длины волны субъективному цветовому ощущению может варьироваться, поэтому свет с одинаковой длиной волны может восприниматься как разные оттенки цвета.

Различный спектральный состав света может давать одинаковый отклик на зрительных рецепторах (эффект метамерии цвета).

Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Существует т. н. цветоведение — анализ процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии. Носители разных культур по-разному воспринимают цвет объектов

В зависимости от важности тех или иных цветов и оттенков в обыденной жизни народа, некоторые из них могут иметь большее или меньшее отражение в языке. Способность цветораспознавания имеет динамику в зависимости от возраста человека

Сочетания цветов воспринимаются гармоничными (гармонирующими) либо нет. Субъективный аспект восприятия цвета известен также как квалиа.

Существует цветотерапия — лечение цветом.

Что такое RGB, CMYK, HEX и чем они отличаются

RGB (Red, Green, Blue) — аддитивная (сложение) цветовая модель. Основные цвета которой красный, зеленый и синий. Это значит, что при сложении всех цветов у нас получится белый. Такая модель используется во всех электронных устройствах. Записывается в виде: rgb(0,0,0), каждый из цветов может варьироваться от 0 до 255 включительно, где (0,0,0) — черный цвет, (255,255,255) — белый. Дополнительно может добавляться четвертый параметр — аlpha канал, который означает насколько прозрачен цвет. Alpha канал может принимать значения от 0 до 1, к примеру rgba(31,104,2, 0.8).

HEX — это RGB в шестнадцатеричной системе. Выглядит таким образом #102945, первые две цифры отвечают за красный цвет, вторые за зеленый и третьи за синий. Каждый символ может принимать значения: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,a,b,c,d,e,f. Где #000000 — черный цвет, а #ffffff — белый.

CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key color) — субтрактивная (вычитание) схема формирования цвета. Состоит из голубого, пурпурного, жёлтого и ключевого — черного цвета. Эта модель используется в полиграфии при цветной печати. Бумага, как и все материалы, отражает свет, поэтому считают, какое количество света отразилось от поверхности. Несмотря на то, что чёрный цвет можно получать смешением в равной пропорции пурпурного, голубого и жёлтого красителей, по ряду причин (чистота цвета, переувлажнение бумаги, стоимость и др.) такой подход неудовлетворителен, поэтому используют отдельно черный цвет.

Как найти серые оттенки

Для большинства веб-проектов, я считаю нужным использовать всего два оттенка серого: светло серый и тёмно серый. И вам придётся использовать их много. Тёмный оттенок обычно используется для текста, а светлый, чтобы создавать границы со всем белым (обычно для фона).

Чтобы получить гармоничный серый цвет по методу Эрики, нам нужно выбрать два стандартных серых цвета. Затем выполните следующие действия:

  1. Создайте две формы и залейте их #424242 и #fafafa .
  2. Создайте слой-заливку поверх этих двух фигур.
  3. Измените её цвет на основной цвет.
  4. Установите режим смешивания на “Overlay”, а непрозрачность установите в промежутке от 5 до 40% .
  5. Откройте палитру и скопируйте получившиеся значения.

Цветовая схема готова!

Ос­новная терминология цвета.

Цвет (как таковой) — представляет собой любой чистый цвет, за исключением черного и белого.

Оттенок — цвет, смешанный с 6елым (например, красный — это цвет, а розовый — это оттенок).

Тон — цвет, смешанный с черным (например, темно-бордовый — это тон красного цвета).

Полутон — цвет, смешанный с серым.

Насыщенность ( интенсивность ) цвета— например, красный цвет более насыщен, чем его розовый оттенок или бордовый тон.

Светотень– это распределение на изображении различных по ярко­сти, а также светлых и темных цве­тов и оттенков. Так, розовые оттенки, светлее бордового тона, а жел­тый цвет светлее синего.

Какие расцветки необходимо приобрести

Колеровка – название науки, которая изучает стили смешивания и получение нужного оттенка. Именно эта наука помогает получить сиреневый цвет, а так же фуксию, слоновью кость, морскую волну или моря при смешивании красок. В теории для создания многих цветов, достаточно иметь желтый, красный и синий. Но в этом случае, можно получить узкий спектр.

Для создания широкой палитры достаточно купить такие колеры:

  • Красный;
  • Желтый;
  • Коричневый;
  • Розовый;
  • Голубой;
  • Черный;
  • Белый.

Этих цветов вполне достаточно для нанесения основных гамм. Для художественного оформления рисунков также используют золото, серебро, перламутр и прочие дополнительные колеры.

Таблица смешивания красок

Вариации синего цвета

Не менее богатую палитру оттенков дает смешивание с синим красителем, входящим в базовую триаду. Поэтому его присутствие в любом наборе обязательно. Однако даже комплект из 12 красок иногда не отвечает потребностям в истинно синем тоне. Причина – вариации цвета. Классический тон именуется роял, а в продаже его часто заменяют ультрамарином, для которого характерен ярко-темный оттенок с незначительным присутствием фиолетового. Поэтому вопрос как получить синий цвет уже не кажется абсурдным. Выходом из ситуации станет добавление в базовый цвет белого в соотношении 3:1. Таким же путем получают голубой, только белил при комбинировании используют больше.

Интересный цвет синего с умеренно насыщенным результатом получается при соединении темноватого ультрамарина с бирюзой.

Следующие рекомендации помогут сориентироваться, какие цвета надо смешать для получения оттенков синего:

  • Равные объемы синего и желтого красителя дадут темный сине-зеленый тон. Внедрение белого способствует некоторому осветлению, но яркость при этом снижается. Причина кроется в комбинировании трех компонентов, а чем их больше, тем более тусклым получается цвет.
  • Чтобы получить бирюзовый цвет, смешивают циановый голубой и добавляют чуть меньшее количество зеленого. Этот оттенок также носит название аквамарина.
  • Получаемый из равных объемов синего и салатового цвет именуется берлинской лазурью. При введении белого насыщенность снижается, но чистота оттенка не уходит.
  • Синий с красным колеры в пропорции 2:1 дают синий с оттенком фиолетового. Получившийся цвет осветляют введением белого.
  • Смешивание в одинаковых частях синего и розово-маджентового даст королевский синий, который характеризуется необычайно яркостью.
  • Затемнить синий получается при его смешивании с черным в пропорции 3:1.

Помощником в экспериментах по смешиванию станет таблица с названиями оттенков синего:

Физиология восприятия цвета

Средние нормализованные спектральные характеристики чувствительности цветовых рецепторов человека — колбочек. Штриховой линией показана чувствительность палочек — рецепторов сумеречного зрения. Ось длин волн на графике имеет логарифмический масштаб

Ощущение цвета возникает в мозге при возбуждении и торможении цветочувствительных клеток — рецепторов глазной сетчатки человека или животного, — колбочек. У человека и приматов существует три вида колбочек, различающихся по спектральной чувствительности, — ρ (условно «красные»), γ (условно «зелёные») и β (условно «синие»), соответственно. Светочувствительность колбочек невысока, поэтому для хорошего восприятия цвета необходима достаточная освещённость или яркость. Наиболее богаты цветовыми рецепторами центральные части сетчатки.

Каждое цветовое ощущение у человека может быть представлено в виде суммы ощущений этих трёх цветов (т. н. «трёхкомпонентная теория цветового зрения»). Установлено, что пресмыкающиеся, птицы и некоторые рыбы имеют более широкую область ощущаемого оптического излучения. Они воспринимают ближнее ультрафиолетовое излучение (300—380 нм), синюю, зелёную и красную часть спектра. При достижении необходимой для восприятия цвета яркости наиболее высокочувствительные рецепторы сумеречного зрения — палочки — автоматически отключаются.

Субъективное восприятие цвета зависит также от яркости и скорости его изменения (увеличения или уменьшения), адаптации глаза к фоновому свету (см. цветовая температура), от цвета соседних объектов, наличия дальтонизма и других объективных факторов; а также от того, к какой культуре принадлежит данный человек (способности осознания имени цвета); и от других, ситуативных, психологических моментов.

Основные цвета (Primary Colors)

Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Эту комбинацию КОЖЗГСФ часто сводят к трём цветам: красный, зелёный и сине-фиолетовый, которые являются основными цветами аддитивной системы цветов (свет). Первичными цветами субтрактивной системы цветов (краска, пигмент) являются циан, фуксин и жёлтый. Запомните, комбинация «красный, жёлтый голубой» не является комбинацией основных цветов!

Цвет создаёт настроение

Цветовая гамма изображения сильнейшим образом влияет на его восприятие зрителем. Известно, что цвета можно разделить на тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий, фиолетовый, зелёный). Это разделение довольно таки условно, поскольку существует множество пограничных оттенков. Желтовато-зелёный цвет молодой листвы, через которую просвечивают лучи солнца, определённо тёплый. Зеленовато-жёлтый цвет лимона воспринимается как более холодный. Пурпурный с синевой цвет на закате может создавать ощущение, как холода, так и теплоты в зависимости от ситуации. Да и психологические стереотипы цветовосприятия у разных людей различны – для кого-то мороз – красный нос, а для кого-то – синий.

Тем не менее, общие закономерности прослеживаются. Ярко-красный, жёлтый, оранжевый цвета бодрят, создают возбуждение, а иногда и нервозность; тёмно-красный, бордовый, коричневый, тёмно-зелёный спокойны и даже где-то тяжеловесны; бежевый, голубой, различные пастельные оттенки несут ощущение лёгкости и безмятежности; глубокий синий цвет, фиолетовый, сине-зелёный дышат холодом, покоем и, использованные умело, могут действовать на человека как умиротворяющим, так и угнетающим образом.

Характеристики цвета

Интерьер создать – как музыку написать. Палитра – нотный стан. Краски – ноты. Хочется, чтобы в спальне скрипка тихо звучала, в гостиной гитара созывала друзей, а в кухне наигрывал аккордеон. И каждый инструмент, как в оркестре, в унисон звучал.

Чтобы добиться такой гармонии, нужно четкое понимание совместимости цветов. Только так можно простой интерьер превратить в произведение искусства.

  • Цвета различаются по температуре. Бывают теплые и холодные. К теплым относятся цвета огня — красный, желтый, оранжевый. Холодные представлены оттенками льда — синим, голубым, фиолетовым. Сиреневый, зеленый – нейтральные.
  • Белый, черный, серый – универсальные. Дружат со всей палитрой.
  • Яркость тона – первоначальное состояние цвета, без примесей. Добавка черного делает его насыщенным, белый добавляет светлоты, превращает в пастельный.
  • Примесь серого цвета к основному делает последний приглушенным, мягким.


Контрастные сочетания цветов в интерьере кухниИсточник buvbaze.lv

Системы цветов RGB, CMYK, HSL

В различных случаях в зависимости от того, как воспроизводится цвет, используются различные цветовые системы. Если мы используем источники света — доминирующей системой является RGB (от «red/green/blue» — «красный/зелёный/синий»).

Для цветов, которые получаются путём смешивания красок, пигментов или чернил на ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от «cyan/magenta/yellow» — «циан/фуксин/жёлтый»). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения чёрного цвета используется не равная смесь CMY, а просто чёрная краска.

Другой популярной цветовой системой является HSL (от «hue/saturation/lightness» — «цвет/насыщенность/яркость»). У этой системы есть несколько вариантов, где вместо насыщенности используется хроматичность (chroma), светлота (luminance) вместе с яркостью (value) (HSV/HLV). Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector