Что такое байпас в системе отопления

Выбор места и способа установки радиатора

Варианты подключения радиаторов отопления зависят от общей схемы отопления в доме, конструктивных особенностей отопительных приборов и способа прокладки труб. Распространены следующие способы подключения радиаторов отопления:

  1. Боковое (одностороннее). Подводящая и отводящая трубы подсоединяются с одной стороны, при этом подача располагается сверху. Стандартный способ для многоэтажных домов, когда подвод выполняется от трубы стояка. По эффективности этот способ не уступает диагональному.
  2. Нижнее. Таким способом подключаются радиаторы биметаллические с нижней подводкой или стальной радиатор с нижним подключением. Подводящая и обратная труба подводится снизу в левой или правой части прибора и подсоединяется через узел нижнего подключения радиатора с накидными гайками и отсекающими кранами. Накидная гайка накручивается на нижний радиатор патрубок. Преимуществом такого способа является скрытое в полу расположение магистральных труб, а радиаторы отопления с нижней подводкой гармонично вписываются в интерьер и могут устанавливаться в узкие ниши.
  1. Диагональное. Теплоноситель поступает через верхний вход, а обратка подключается с противоположной стороны к нижнему выходу. Оптимальный вид подключения, обеспечивающий равномерный разогрев всей площади батареи. Таким способом правильно подключить батарею отопления, длина которой превышает 1 метр. Теплопотери при этом не превышают 2%.
  2. Седельное. Подача и обратка подключена к расположенным с противоположных сторон нижним отверстиям. Применяется преимущественно в однотрубных системах, когда другой способ невозможен. Потери тепла в результате плохой циркуляции теплоносителя в верхней части прибора достигают 15%.

https://youtube.com/watch?v=olrD9qxCAhM

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

При выборе места для установки учитывают несколько факторов, обеспечивающих корректную работу отопительных приборов. Установка производится в наименее защищенных от проникновения холодного воздуха местах, под оконными проемами. Рекомендуется установить батарею под каждым окном. Минимальное расстояние от стены составляет 3-5 см, от пола и подоконника – 10-15 см. При меньших зазорах ухудшается конвекция и падает мощность батареи.

Типичные ошибки при выборе места установки:

  • Не учтено место для установки регулировочных кранов.
  • Маленькое расстояние до пола и подоконника препятствует полноценной циркуляции воздуха, вследствие чего теплоотдача снижается и помещение не догревается до заданной температуры.
  • Вместо нескольких батарей, расположенных под каждым окном и создающих тепловую завесу, выбирают один длинный радиатор.
  • Установка декоративных решеток, панелей, препятствующих нормальному распространению тепла.

Способы циркуляции теплоносителя

Циркуляция теплоносителя по трубопроводам происходит естественным или принудительным способом. Естественный (гравитационный) способ не предполагает использования дополнительного оборудования. Теплоноситель передвигается благодаря изменению характеристик жидкости в результате разогрева. Поступающий в батарею горячий теплоноситель, остывая, приобретает большую плотность и массу, после чего опускается вниз, а на его место поступает более горячий теплоноситель. Холодная вода из обратки самотеком поступает в котел и вытесняет уже нагретую жидкость. Для нормального функционирования трубопровод устанавливается под уклоном не менее 0,5 см на один погонный метр.

Схема циркуляции теплоносителя в системе с использованием насосного оборудования

Для принудительной подачи теплоносителя обязательна установка одного или нескольких циркуляционных насосов. Насос устанавливается на обратную трубу перед котлом. Работа отопления в этом случае зависит от электрического питания, однако имеет существенные преимущества:

  • Допускается применение труб малого диаметра.
  • Магистраль устанавливают в любом положении, вертикально или горизонтально.
  • Требуется меньший объем теплоносителя.

Обвязка батарей

Если монтаж системы проводится самостоятельно, то нужно знать все требования, которые предъявляются к тому или иному элементу. Это касается и байпаса. Зачастую его устанавливают в местах крепления радиаторов. Но, для чего нужен байпас в системе отопления? Этот вопрос нужно рассмотреть более тщательно.

Зачем он нужен?

Раньше при строительстве и обустройстве дома использовалось однотрубное отопление. Это значительно упрощало выполнение работ, а также снижало затраты. При этом в элеваторном узле устанавливались два коллектора, которые отвечали за подачу и обработку теплоносителя. Дальше отопление разрабатывалось по разным схемам:

  1. Верхняя подача. От коллектора до верхнего этажа шла труба. По этому стояку теплоноситель подавался вверх. После этого он опускался вниз, проходя через все радиаторы.
  2. Нижняя подача. В этом случае теплоноситель начинает подаваться в радиаторе уже при поднятии вверх. Такое последовательное подключение приборов имеет некоторые недостатки.

Как в первом, так и во втором случае подключение выполнено последовательно. А это значит, что при возникновении неполадки на каком-то оборудовании, придется отключить всю систему. Чтобы обойти эту проблему, в систему включались специальные трубы-перемычки. Так, при необходимости посредством кранов радиатор отключается от системы, не нарушая ее работу. Это дает возможность беспрепятственно провести ремонт батареи.

Это не единственная причина использования перемычки в отоплении. Нагрев помещения осуществляется с помощью радиаторов. При наличии байпаса с вентилями, хозяева квартиры имеют возможность самостоятельно провести регулировку подачи теплоносителя. Таким образом, контроль температурного режима в доме не составляет труда.

Монтаж байпаса

Чтобы провести монтаж отопления, необходимо обладать определенными знаниями и навыками. При этом учитывается способ сборки трубопровода. Для этого используют резьбовое и фитинговое соединение, а также спайку труб. Обладание такими навыками упростит выполнение работ. При этом стоит учесть некоторые правила и рекомендации специалистов:

  1. На промежутке между стойком и байпасом не должно быть никаких вентилей. В ином случае циркуляция теплоносителя может быть нарушена.
  2. На вертикальной трубе стояка перемычка монтируется в непосредственной близости к батарее. При этом должно быть предусмотрено место для установки запорной арматуры. Ее монтируют с двух сторон радиатора.
  3. Не стоит устанавливать вентили на байпасе без необходимости. Если установить краны на перемычке, то произойдет разбалансировка схемы. В автономной системе частного дома это в свою очередь позволяет перенаправить поток. В многоэтажном строении такой вариант малоэффективен и является нарушением норм.
  4. Важным является размер труб. Диаметр вставки на два размера меньше сечения стойка. Патрубки, которые отходят к радиаторам, делаются на размер меньше. В горизонтальной схеме соотношение размеров несколько иначе.

Соблюдение размеров труб и патрубков обеспечит нормальную работу системы, согласно всем законам гидравлики. Что же касается монтажа, то его особенности напрямую зависят от типа используемого материала. Если речь идет о металлическом трубопроводе, то достаточно просто варить перемычку и установить краны.

Использование полипропиленовых, а также металлопластиковых предусматривает применение специальных фитингов. Байпас можно соорудить самостоятельно из трубы нужного размера или приобрести уже готовую деталь.

Правильный монтаж

Монтаж байпаса радиатора требует наличия запирающей арматуры

При установке байпаса на радиатор отопления строго придерживаются требуемого соотношения диаметров, а также руководствуются следующими правилами:

  • обходную магистраль монтируют на максимально возможном удалении от вертикального участка трубопровода, как можно ближе к отопительной батарее;
  • на участке подачи между байпасом и радиатором устанавливают регулирующее запорное устройство (шаровой кран или термостатическую головку). Установка дополнительного вентиля на выходе из отопительного прибора понадобится, если вы решили обезопасить себя на случай его повреждения;
  • обводную магистраль изготавливают из отрезка трубы и тройников на месте, а её монтаж выполняют как сваркой, так и посредством резьбовых соединений.

Соблюдение следующих рекомендаций поможет установить обходной контур на отопительный агрегат:

байпас монтируют на обратном трубопроводе, что позволяет избежать перегрева циркуляционного насоса

С этой же целью врезку параллельного контура выполняют на удалении от котла;
располагая обходной участок в горизонтальной плоскости, исключают образование воздушных пробок при включении системы отопления, что особенно важно при использовании помп «мокрого» типа;
диаметр труб байпаса выбирают равным присоединительному размеру циркуляционного насоса;
фильтр механической очистки монтируют перед помпой, если ориентироваться по направлению потока жидкости.

Конструкция байпаса не представляет сложностей

Немаловажным вопросом является герметизация соединений. В работе лучше отдать предпочтение не быстромонтируемой фум-ленте, а традиционно надёжной пакле и сантехнической пасте. Кроме всех прочих достоинств, именно последнее сочетание материалов позволит при необходимости отвернуть соединение обратно.

Инструкция

Соблюдая правильную последовательность действий, можно избежать ошибок в работе и проблем с функционированием системы во время эксплуатации

Особенно важно соблюдать порядок выполнения сварочных работ, поскольку высокий нагрев связан с опасностью повреждения пластиковых элементов шаровых кранов. 

  1. Слейте теплоноситель из отопительной системы.
  2. При помощи угловой шлифмашины вырежьте отрезок трубы на участке обратной магистрали. Его размер должен соответствовать длине сгона с установленным шаровым краном, а расстояние до отопительного агрегата принимают равным 0.5 — 1м.
  3. Воспользовавшись сварочным аппаратом, по обе стороны от места врезки вварите угловые элементы конструкции.
  4. К обеим сторонам магистральной трубы приварите короткий и длинный резьбовые участки сгона.
  5. Смонтируйте сгон и установите центральный вентиль.
  6. Установите шаровые краны, перекрывающие поток теплоносителя через байпас.
  7. Соблюдая направление движения жидкости, на одном из вентилей смонтируйте фильтр-грязевик. Место его установки выбирают до центробежного насоса по ходу движения теплоносителя.
  8. Воспользовавшись крепёжными элементами из комплекта поставки насоса, смонтируйте его на байпас.
  9. Закачайте теплоноситель в систему отопления.
  10. Включите обогрев и откройте все запирающие устройства участка байпаса. После этого осмотрите все соединения на предмет протечек.
  11. Закройте центральный шаровой кран и включите центробежный насос. Не забудьте развоздушить рабочее пространство помпы.
  12. Проверьте эффективность работы системы на всех скоростных режимах.

После проведения осмотра всех тепловых агрегатов и резьбовых соединений отопительной системы, её можно считать работоспособной и пригодной к дальнейшей эксплуатации.

Способы подключения радиаторов отопления

Теперь можно переходить к основной теме и рассматривать непосредственно подключение радиаторов отопления. Существует три способа, как правильно подключить отопительные батареи .

Способ №1 — боковое подключение

Боковое подключение радиаторов

Самый распространенный вид подключения, когда дело касается системы отопления в городской квартире. В многоквартирных домах трубная развязка сооружается вертикально из квартиры в квартиру по этажам. Поэтому вертикальные контуры подачи и обратки называются стояками.

К ним батареи подключаются сбоку, отсюда и название. Чаще всего подключение проводят по схеме:

  1. Подача — в верхний патрубок.
  2. Обратка — в нижний.

Хотя это не столь принципиально, если вопрос затрагивает схему с принудительной циркуляцией теплоносителя. Правда, специалисты утверждают, что данная схема была выбрана не зря. Если поменять местами патрубки на батареях, то эффективность и коэффициент полезного действия отопительного прибора снижается на 7%. Это существенный показатель, так что его придется учитывать при включении радиаторов в отопительную систему дома. В системе отопления вообще нет неважных показателей или моментов. Небольшое отклонение от нормы может привести к достаточно серьезным потерям и в тепле, и в топливе, а, соответственно, и в деньгах.

И еще один момент. Если количество секций в батарее РИФАР не превышает 12 штук, то боковое подключение к системе отопления оптимально. Если же количество секций больше, то применяется диагональное подключение, которое еще называют перекрестным.

Способ №2 — диагональное подключение

Специалисты считают, что диагональное подключение является идеальным. Для этого контуры отопления подсоединяются следующим образом:

  • Подача — к верхнему патрубку батареи.
  • Обратка — к нижнему, но с противоположной стороны прибора.

То есть оба контура соединяются между собой через радиатор по его диагонали. Отсюда и название. Преимущество этого соединения заключается в том, что теплоноситель внутри радиатора распределяется равномерно, за счет чего и происходит отдача тепла по всей площади прибора. Именно таким способом достигается существенная экономия топлива.

Способ №3 — нижнее подключение

Этот способ подсоединить радиаторы РИФАР к системе отопления встречается крайне редко. С нижним подключением много проблем, и особенно это касается равномерного распределения теплоносителя по всем радиаторам. Такой вид используется в однотрубной схеме подключения, где радиаторы установлены последовательно, и теплоноситель движется по цепочке от одного к другому.

Нижнее подключение радиатора

Кстати, схема «Ленинградка» — одна из самых распространенных, если говорить об отоплении одноэтажного дома. По сути, это закольцованная труба, в которую врезаны радиаторы. Подключить их довольно просто — для этого из нижних патрубков отводятся трубы, которые врезаются в сам контур. Получается, что теплоноситель, двигаясь в контуре по замкнутому циклу, поступает в каждый радиатор. Но при этом чем дальше отопительный прибор располагается по направлению движения горячей воды, тем меньше ему достается тепла.

Что делать? Есть два решения данной проблемы:

  1. Увеличить количество секций радиаторов, расположенных в дальних от котла комнатах.
  2. Установить циркуляционный насос, который создаст внутри отопления небольшое давление. Именно оно позволит равномерно распределить горячую воду по помещениям.

Кстати, циркуляционный насос сразу делает систему энергозависимой. В этом есть свой минус. Все дело в том, что отключение электричества во многих загородных поселках — дело обычное. Так что проблема с нижним подключением остается. Но чтобы движение теплоносителя было эффективным даже при выключенном насосе, необходимо позаботиться об установке байпаса.

Блиц-советы

  1. Установка обвода желательна в условиях недостаточности естественной циркуляции жидкости в отопительном контуре.
  2. Самостоятельно сооружая байпас, необязательно подбирать каждый его элемент отдельно, лучше приобрести в специализированном магазине сразу готовую сборку, что сэкономит время и гарантирует от нестыковки элементов в процессе сборки.
  3. Для автоматической регуляции температуры в жилище, можно использовать терморегулятор со встроенным шаровым краном.
  4. Горизонтальный монтаж устройства предпочтителен из-за меньшей вероятности скопления в нем воздуха.
  5. При монтаже устройства следует заранее предусмотреть дополнительные точки опоры и фиксаторы, которые не позволят ему сместиться под воздействием тяжести или других факторов.
  6. В случае плохого качества воды с большим количеством примесей и взвесей, для увеличения срока службы, следует выбирать специальные насосы с фильтрами, которые рекомендуется периодически снимать и чистить.

Монтаж

байпас в однотрубной системе

байпас на линии сетевого насоса

Существуют 2 варианта установки байпаса совместно с насосом, обеспечивающим циркуляцию воды в одиночном трубопроводе: на новый или старый контур. Разницы между ними ни при монтаже ни при работе отопления нет.

При монтаже байпаса совместно с насосом, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Во-первых, на главном контуре посреди обводных патрубков обязательно нужно устанавливать перекрывающие трубу элементы. Это позволит теплоносителю течь через обвод с насосом, без эффекта обратного течения.
  2. Во-вторых, крайне принципиально верно размещать насос на обводной конструкции: ось крыльчатки обязана располагаться в горизонтальной позиции, а крышка с клеймами быть направленной вверх. Если есть нестыковки, крышку можно перекрутить, отвернув четыре крепления на корпусе насоса. Такое позиционирование клейм решает 2 задачи: облегчает к ним доступ для подключения и при протечке снижает вероятность попадания на них жидкости.
  3. В-третьих, в качестве запора нужно монтировать только шаровой кран, и никак не обратный клапан.

Потому что с клапаном контур начнет функционировать так:

  1. Работающий насос ускоряет течение воды в контуре.
  2. Теплоноситель через обвод течет в магистральный трубопровод в противоположные стороны.
  3. По эффективному вектору она идет без ограничений, а по обратному задерживается обратным клапаном.
  4. Он автоматически перекрывается и не дает нормально циркулировать воде по двум патрубкам.

Таким образом, создается повышенное давление теплоносителя на тарелку клапана именно после насоса, потому что скорость потока за ним всегда быстрее. По идее, когда насос выключается, теплоноситель уже не воздействует на клапан, который в этом случае не перекрывается.

Это дает возможность жидкости двигаться самотеком по магистральному трубопроводу, не попадая в обвод. Но в действительности, байпас с клапаном функционирует не так как нужно.

Проблема в том, что тарелка клапана генерирует чрезмерное сопротивление сопоставимое целому метру трубы. В условиях гравитационного контура, вода не сможет его преодолеть, и ее циркуляция прекратится полностью.

Прежде чем монтировать обвод в сочетании с обратным клапаном, нужно знать, что на самом деле монтаж насоса на нем не даст никаких преимуществ.

В том случае, если клапан заменяется стандартным шаровым краном, появляется возможность направлять вектор течения воды в контуре.

байпас с насосом

Для того, чтобы установить в отопительный контур байпас с насосом, потребуется следующий набор деталей:

  • ввариваемые магистраль патрубки с резьбой;
  • монтируемые с двух сторон шаровые краны;
  • уголки;
  • устанавливаемый перед насосом фильтр предварительной очистки;
  • пара американок, для демонтажа насоса на техобслуживание и ремонт.
  • Установка перед радиатором. Какое значение имеет. Правила монтажа: как устанавливать.

Перед радиатором обводной элемент устанавливает на случай, если внутри него вода по каким-либо причинам перестанет циркулировать, тогда по обводу ее циркуляция во всем остальном контуре продолжится, несмотря на неисправность одного из элементов.

Он выполняет следующие функции:

  1. Обеспечивает непрерывное движение теплоносителя по главной магистрали отопления.
  2. Позволяет регулировать температуру воды в радиаторах.

В системах отопления с одним главным контуром, вода в нем циркулирует, последовательно отдавая тепло 1, 2 и последующему радиаторам. Таким образом, с прохождением через каждый следующий радиатор, тепловая энергия воды уменьшается, а значит, первый элемент отопления будет нагреваться значительно лучше чем последний.

Монтаж байпаса в отоплении позволяет смешивать горячий теплоноситель, из магистрали идущий напрямую с меньшими потерями энергии с тем, который заходит в радиаторы и теряет ее, что позволяет частично компенсировать эти потери прямо на ходу, не дожидаясь его возвращения непосредственно к теплогенератору.

Устройство байпаса:

Правила монтажа:

  1. Вертикальный монтаж предусматривает подключение радиатора к стояку при помощи пары патрубков. Байпас замыкает их между собой и монтируется перед батареей.
  2. Между магистральным трубопроводом и обводным элементом не нужно устанавливать какие-либо запоры, это исключает как человеческую оплошность, так и вероятность прекращения циркуляции в случае ее неисправности.
  3. В горизонтальной однотрубной системе обвод фиксируется в горизонтальной плоскости прямо перед батареей. А для обеспечения циркуляции необходимо выбрать оптимальный его диаметр, по соотношению с магистралью и патрубками.

Как правильно сделать установку своими руками

Из материалов потребуется:

  • сгон 1+14″ 200 мм в сборе с муфтой и контргайкой — 1 шт.;
  • резьбовые отводы 34″ — 2 шт.;
  • шаровой кран 34″ — 2 шт.;
  • грязевик 34″ — 1 шт.;
  • уголки 34″ — 2 шт.;
  • циркуляционный насос 34″— 1 шт.;
  • шаровой кран 1+14″ — 1 шт.;

Процесс монтажа:

  1. Собрать обвязку ЦН (насос, уголки, краны, грязевик, резьбовые отводы).
  2. Разрезать сгон на две половинки примерно в середине центрального участка (без резьбы).
  3. Обе половинки подсоединить к крану 1+14″.
  4. Разметить и выполнить отверстия на половинках сгона под отводы 34″ к ЦН.
  5. Разобрать собранную обвязку ЦН.
  6. Приварить отводы 34″ к половинкам сгона.
  7. Окончательно собрать обвязку ЦН с герметизацией резьбовых соединений.
  8. Регулировкой муфты сгона выставить расстояние, достаточное для установки ЦН с прокладками (сам насос не устанавливать). Запаковать муфту и законтрить контргайкой.
  9. Вырезать из трубы обратки участок (для приварки байпаса).
  10. Приварить собранный обвод к участку трубы обратки.
  11. Установить ЦН.

Нужен обратный ли клапан

Клапан нужен при монтаже шунтирующей перемычки с ЦН в гравитационной системе отопления для автоматического запуска естественной циркуляции при выключении ЦН.

Однотрубная система отопления

Однотрубная отопительная конструкция предполагает, что будет выполнено последовательное подключение радиаторов отопления с использованием одной трубы.

Ее подводят в направлении от котла к первому из приборов, затем она идет ко второй батарее, а от нее – к третьей и так далее. Схема подключения радиаторов отопления при однотрубной системе довольно популярна.

Существует так называемый усовершенствованный вариант подсоединения радиаторов отопления по однотрубной схеме. При ней к цельной трубе для подачи горячего теплоносителя присоединяют батареи при помощи двух стояков — подачи и «обратки». Данный способ позволяет установить термовентиль перед радиаторами. Основная функция этого устройства заключается в прекращении подачи горячего теплоносителя к батареям после того, как в помещении будет достигнут необходимый уровень температуры воздуха. В первом случае при однотрубной системе схема подключения радиаторов отопления не предусматривает возможность заблокировать отопительный прибор без прекращения подачи воды в следующие за ним батареи. Основное преимущество данного варианта заключается в его простоте и экономии материалов и денежных средств, что является значительным плюсом. Среди недостатков нельзя не отметить, что существует разница в степени нагрева между самым ближним к котлу прибором и наиболее удаленным от него радиатором.

При наличии в системе естественной циркуляции теплоносителя, общая протяженность конструкции не бывает значительной. Для решения проблемы требуется монтаж специального насоса, обладающего высокой производительностью.

Если здание имеет больше, чем один этаж, тогда однотрубная схема подключения отопительных радиаторов функционирует следующим образом: по трубе прямого стояка горячий теплоноситель подается на самый верхний этаж, а затем перемещается вниз, при этом проходя через каждый последовательно подключенный прибор (подробнее: «Как подключить радиатор отопления — способы и варианты «). К сожалению и при таком методе присутствуют свои недостатки: батарея на первом этаже будет обладать меньшей теплоотдачей, чем на верхнем. Притом, что повлиять на данный недостаток невозможно.

Функциональные возможности

Конструктивные особенности современных систем отопления заключаются в том, что они имеют встроенный насос.

Поэтому хозяину квартиры, в которой установлены новейшие отопительные приборы, например, водонагреватель электрический — титан, не приходится думать об установке байпаса.

Такие системы характеризуются целым рядом преимуществ.

  1. Они довольно результативно рассредоточивают по всем батареям жидкую субстанцию.

    А без насоса не обойтись, когда в жилом помещении довольно много батарей или протяженность труб слишком большая.

  2. Они не боятся некорректно выполненного уклона пустотелых предметов в процессе их укладки.
  3. Адекватно реагируют на скопление воздуха.

В отопительных системах старого образца с бойлерами косвенного нагрева (про лучшие написано в этой статье), которые монтировались 20 – 30 лет назад, насосы не были предусмотрены, поэтому, после установки в них байпаса, для этих магистралей открываются новые возможности.

И, что самое главное, нет необходимости кардинально менять всю систему отопления.

С помощью обвода можно решить многие проблемы или ошибки, допущенные во время обустройства отопительного комплекса, а так же отрегулировать кругооборот теплоносителя в системе.

Для того, чтобы нижняя часть батарей прогревалась также быстро и хорошо, как и верхняя, диаметр байпаса и стояка должен совпадать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector