Как вырезать мишку из дерева. фигуры из дерева бензопилой своими руками

Содержание:

Необходимые инструменты

Работа по обработке дерева предполагает наличие у мастера необходимого инвентаря, благодаря которому он может создавать любые изделия. Среди наиболее важных инструментов можно выделить:

  • острый перочинный нож;
  • пилу (поперечную, продольную, универсальную);
  • топор (колун);
  • тесло, топор с перпендикулярным топорищу лезвием, для создания фигурных и вогнутых изделий;
  • резец, рубанок – необходим для снятия стружки с заготовки
  • дрель;
  • дремель с насадками, для создания гравюр по дереву;
  • фрезу с набором лезвий;
  • напильник;
  • нож-косяк;
  • стамески – инструмент для обработки дерева (существуют плоские, полукруглые, угловые и скобчатые разновидности);
  • клюкарзы – стамеска, имеющая изогнутую форму (благодаря этому инструменту можно заниматься рельефной резьбой, сильно погружая стамеску в древесину);
  • ложкорезы – инструмент, благодаря которому можно создавать деревянные ложки, так как форма изделия способствует эффективному извлечению большого количества древесины за раз.

Для начинающего мастера по дереву достаточно будет иметь при себе столярный карандаш, несколько стамесок, нож-косяк и перочинный нож.

Резьба по дереву лобзиком – основные техники

Резьба по дереву лобзиком – это разновидность художественного оформления. Для обучения проще всего использовать фанеру – она дешевая и податливая. Есть несколько техник работы лобзиком по дереву.

Плоскорельефная резьба

Характеризуется углублением рисунка в толщу доски. Резное изображение и фон доски располагаются в единой плоскости. Одна из подвидов резьбы – это абрамцево-кудринская, в которой узоры, линии и порезы неровные, все заовалено, на фоне бугорки. Эмблемой данной техники является изображение птички.

Пропильная резьба

Является продолжением плоскорельефной разновидности. Ажурный рисунок пропиливается насквозь. Лобзик и поворотная пила наиболее подходящие инструменты для этой техники. Место будущих прорезов отмечаются на дереве шилом, после пропиливаются прямые или немного изогнутые линии.

Прорезная резьба

Для этой техники используют крупные порезки дерева. При помощи лобзика создаются ажурные рисунки с рельефом. Особенность прорезной резьбы в том, что при ее изготовлении удаляются все части фона. В качестве основы выбирают хвойную древесину.

Накладная резьба

Резьба считается накладной в том случае, если ее фон гладкий. Готовое изображение размещается на предметах интерьера для декорирования.

Особенности работы с лобзиком

Лобзик является самым доступным инструментом для выпиливания. Работа этим инструментом не требует больших финансовых затрат и отдельной мастерской. Резьбой, выполненной лобзиком, можно украсить зеркала, шкатулки, вазы, ножки столов и другую мебель.

Лобзики с трубчатой металлической рамой будут предпочтительнее для работы, так как пилка у инструмента натягивается ровнее. Ось ручки располагается в плоскости рамы. Пилка выбирается для каждого вида резьбы индивидуально.

Для прорезания больших деталей берутся широкие пилки с большими зубцами, самые мелкие детали вырезаются небольшими пилочками. Большие размеры быстрее режут, малые – наоборот. Процесс выпиливания идет по направлению движения сверху-вниз. Движение снизу-вверх должно идти свободно.

При несоблюдении техники ход лобзика вперед затрудняется.

Из какого дерева лучше вырезать?

Для изготовления резных фигурок из дерева следует выбирать определенный тип древесины.

  • Легче всего вырезать из липы, у структуры которой отсутствует выраженный рисунок. Это позволяет без лишних усилий наносить на заготовку изображение. К тому же на материале практически не появляются трещины.
  • Схожие характеристики наблюдаются и у ольхи. С ней также легко работать.
  • Осиновая древесина является лучшим материалом для изготовления больших скульптур, так как ее легко подвергнуть сколам. Стоит заметить, что если осину не покрыть лаком, то через некоторое время она становится серебристой. Мягкая структура не вызывает сложностей в работе.
  • С твердой березой работать не так просто, но зато из нее получаются отличные мелкие детали. Также ее древесина ценится за особый рельеф.
  • Из орехового материала можно создать интересные композиции, в которых много тонкой резьбы. К тому же орех легко обрабатывать, так как на нем не образуются сколы. Такая древесина отлично подойдет для различных декоративных деталей.
  • Из дуба зачастую изготавливаются крупные скульптуры. С данным деревом сложно работать из-за подверженности сколам и его твердости.

Следует заметить, что любая древесина для резьбы должна быть тщательно высушенной. В противном случае на готовых изделиях могут появиться трещины. Сушить дерево необходимо в теплом месте, предварительно завернув его в полиэтилен.

Мастера с опытом одинаково хорошо работают с любой древесиной. Однако новичкам лучше выбирать мягкие породы древесины. Как правило, к таким относят липу, тополь, каштан, кедр, осину и ольху.

Найти подходящий материал для резьбы можно прямо во время прогулки по парку, лесу или саду. Например, можно создать отличные фигурки из пней, корней, коряг. Многие считают это мусором, но на самом деле, применив фантазию из всего можно сделать нечто красивое и оригинальное. Также подходящий материал для деревянных скульптур можно заказать в профессиональных мастерских.

Виды резьбы по дереву

Резьба по дереву не имеет узкого направления, наоборот, она насчитывает несколько разновидностей:

Прорезная резьба по фанере

Залог успеха при выполнении прорезной резьбы – правильный выбор орнамента. Благодаря ему резьба по фанере задает общую концепцию и придает эстетику изделию.

Рисунки и орнаменты на флористическую или анималистическую тематику – стандартные представители классического стиля и подойдут для любого направления в интерьере.

Очень часто используются прорезные надписи. В этом случае готовые трафареты трудно найти, так как они создаются индивидуально для каждого случая. Это обусловлено тем, что необходимо выдерживать размер, стиль шрифта, да и набор слов всегда разный.

Домовая резьба по дереву

Домовая резьба по дереву – основная направленность оформления изб, которая очень распространена в Нижегородском крае. Именно она может похвастаться различными кружевными узорами. Для самостоятельно исполнения следует выбрать соответствующие эскизы.

Основное условие домовой резьбы – избегать мелких деталей. Они будут теряться на фасаде дома, да и прослужат совсем недолго.

Варианты домовой резьбы можно выбрать на сайтах, посвященных резьбе по дереву. Но есть мастера, которые могут выполнить шаблон под заказ. В этом случае можно реализовать именно свою идею и получить оригинальный узор.

Сквозная резьба по дереву

Отличительной чертой сквозной резьбы является полное удаление древесины из внутренней части рисунка.

Сквозная резьба бывает разных стилей:

  • простой, при котором вырезаются элементы по контуру рисунка;
  • ажурный, когда рисунок создается с объемным эффектом за счет разноуровневого вырезания.

С помощью сквозной резьбы изготавливаются рамки, различные накладки, полотна дверей, элементы для декорирования.

Сквозная резьба в восточном стиле выполняется посредством лобзика.

Выпиливание лобзиком

Выпиливание лобзиком в основном осуществляется по фанере. Для выполнения качественных работ необходимо иметь хотя бы малейший опыт работы с инструментом. Также немаловажным фактором является наличие оригинально трафарета с изображением животных.

Часто используемые трафареты:

  • пара лебедей;
  • голова оленя, волка;
  • петушки на спице;
  • лошадь, вставшая на задние ноги;
  • бабочки.

Все зависит от стиля интерьера, который необходимо дополнить декоративными элементами. Найти примеры шаблонов легко можно на страницах Интернета.

Самый подходящий материал для выпиливания – березовая фанера толщиной 3–10 мм. Кроме этого, для работы необходимо подготовить:

  • копировальную бумагу для перебивки узора;
  • специальную бумагу для шлифовки деталей;
  • столярный клей для соединения деталей;
  • прозрачный лак для придания достойного внешнего вида.

Перед началом работы заготовку тщательно шлифуют стеклянной бумагой, только потом начинают переносить рисунок.

Растительный орнамент

Зачастую растительные или лиственные узоры выполняются в виде полос или каймы, состоящих из повторяющихся орнаментов. Может быть выполненным в индивидуальной композиции, которая содержит изображение деревьев, плодоносящих растений, различных цветочных элементов и прочее.

Работа выполняется различными способами:

  • отображение в натуралистическом виде;
  • упрощенные растительные элементы.

Растительный орнамент для вырезания дереву по своей популярности находится на втором месте после геометрического узора. Излюбленные тематические элементы во все времена – лилии, виноградные листья и ягоды, дуб, хмель, плющ и прочее.

Что представляет собой резьба?

Сквозное высверливание и прорезание какого-либо фона составляют суть ажурного прорезывания. По завершении работ получаются легкие и воздушные узоры. Существуют сквозной и накладной варианты резьбы. Первый вариант создает нужный эффект при просвете, второй подразумевает накладывание на какой-либо фон (основу).

Чтобы сделать сквозное прорезание древесины используют сверла, специальные стамески, пилки. Самым подходящим инструментом будет электрический лобзик, позволяющий быстро и без особых сложностей выполнить практически любой рисунок.

Сам процесс работы предполагает наличие заранее подготовленных чертежей для прорезной резьбы

Поэтому рассмотрим кратко некоторые шаги, которые важно пройти на предварительном этапе.

Древесина

Главными требованиями к материалу являются его сухость и качество. Немало заготовок есть в специализированных магазинах, посвященных ручной работе. Подходящая древесина бывает в строительных магазинах и на лесопилках.

Кроме того, можно неплохо «поживиться» на мебельных предприятиях, где всегда в наличии большое количество ненужных обрезков. Еще один возможный вариант – ящики и поддоны, бывшие в употреблении.

Качество работы зависит не только от мастера, но и от породы и сорта древесины

Каждая имеет уникальные свойства, что немаловажно при наличии конкретных творческих целей. Рассмотрим вкратце некоторые варианты материала.

Сосна является самой доступной и недорогой породой. Однако подходит она лишь в редких случаях. Причин несколько: смолистость, разная плотность слоев, заметная текстура, мешающая при создании мелкого рисунка.

Осина считается мягким материалом и для новичка малоподходящим. Ее легко резать, древесина мнется и нужен большой опыт для работы с ней.

Слива превосходна ввиду своей податливости в обработке, в то же время она обладает нужной твердостью. Мелкий рисунок и женские украшения из сливы станут превосходным изделием в руках мастера. Новичкам тоже стоит попробовать себя на этом материале.

Во избежание последующего растрескивания и искривления прорезного изделия важно помнить о сухости материала. Произвольная сушка в тепле и с хорошей вентиляцией помещения станет самым оптимальным способом

Доски ставятся на торец и на плашки для обеспечения доступа воздуха ко всем сторонам.

Меры предосторожности при работе

Во время вырезания по дереву всегда существует риск повреждения рук мастера, а пальцы для резчиков — основной инструмент работы

Все приспособления достаточно острые и хватит всего одного неловкого движения, чтобы порезать кожу, а то и вовсе отрезать что-нибудь важное. Поэтому не следует пренебрегать правилами безопасности, которые соблюсти не так уж и сложно:

Рабочая поверхность должна быть устойчивой. У профессиональных резчиков для этих целей есть специальные верстаки. Начинающие часто работают за обычными столами, которые могут раскачиваться. Резать нужно только от себя. По такому же правилу поджигают спички. Освещение в помещении должно быть направлено на рабочую поверхность. На стол не должны падать тени. В противном случае работать придется очень близко от детали, что чревато повреждением не только пальцев в случае эксцесса. Заготовки, которые обрабатываются, необходимо закреплять с помощью специальных крепежных деталей. При заточке инструментов обязательно используют защитные очки. После процесса нельзя проверять остроту лезвия на пальцах. Для этого подойдет любой ненужный брусок. Аккуратность — залог успешной работы. Каждый инструмент должен лежать на своем месте (желательно в специальных органайзерах). Таким образом, мастер исключит риск падения стамески или ножа на пол с последующим повреждением ног. Также необходимо своевременно удалять стружку с рабочей поверхности. Иначе может возникнуть непреодолимое желание сделать это во время процессы вырезания. Одно неловкое движение во время работы с электроинструментов может вылиться в катастрофу

При работе с электроинструментом нужно обращать внимание на провода. Нельзя давать им скручиваться, ведь в таких «клубках» легко запутаться

Также не рекомендуют располагать рядом с рабочим местом нагревательные приборы, поджигать свечи, курить. Стружка легко воспламеняется, поэтому любые контакты с огнем следует ограничить.

Ажурные наличники

Резные полочки, абажуры, фоторамки, разнообразные конфетницы и чайные домики, шкатулки, канцелярские приспособления (пресс-папье, держатели для бумаг) — это далеко не полный перечень милых вещиц, которые создадут уют и особую атмосферу в доме.

Элементы для внешней отделки также можно изготовить самостоятельно. Так, для карнизов или наличников используется, как правило, массив сосны, однако подойдёт и фанера достаточной толщины (до 12 мм).

Вооружившись лобзиком для резьбы и шаблоном наличника, приступают к работе. Начинающим резчикам лучше предпочесть простые мотивы, с минимальным количеством закрытых областей. Однако если в шаблоне такие есть, то понадобится дрель. Порядок действия при выпиливании сложных элементов:

Дрелью или коловоротом проделывают отверстие внутри области с закрытым контуром. Развинчивают один из барашков на лобзике и высвобождают один конец пилки. Полотно вставляют в отверстие и закрепляют в рабочем положении

Линию распила осторожно подводят к контуру и обводят его полностью. Снова раскрутив барашек, пилку вместе с выпиленным элементом осторожно вытаскивают из рисунка

Ненужную часть снимают, пилку возвращают на место и продолжают работу.

Выпиливать следует аккуратно: изменить прорезанную линию бывает практически невозможно. В случае ошибки проводят параллельный краю пропил с отступом, достаточным для исправления огреха. Готовый наличник необходимо зашкурить и отшлифовать. Поскольку это наружная отделка, её необходимо защитить от пыли и влаги. С этим помогут справиться лак или краска. После высыхания деталь можно прикреплять на место.

Технология выполнения

Начинается ажурная резьба с эскиза будущего изделия.

А чтобы перевести орнамент (или орнаментально-сюжетную композицию) с бумаги на дерево, понадобятся шаблоны, копировальная бумага, карандаш и калька.

Рассмотрим алгоритм изготовления изделия в технике ажурной резьбы.

  1. Подготовленный материал (дерево) предстоит распиливать, строгать и его же торцевать. Делается это или вручную, или на электростанке. Далее обычно все заготовки калибруются на рейсмусовом станке (для сохранения точной толщины).
  2. Материал нужно раскроить и зачистить, подогнать по заранее заготовленной форме, а потом склеить по сегментам. На готовую форму можно наносить орнамент.
  3. Перед тем как выпиливать фоновую часть, следует подготовить форму. То есть дрелью с нужного диаметра сверлом следует сделать подготовительные отверстия по уже нанесенной картинке.
  4. Далее наступает самый интересный этап резьбы – выполнение художественной обработки прорезных элементов. Это всегда работа ножами, стамесками, другими удобными для мастера инструментами. Этап у каждого резчика проходит по-своему: кто-то долго вырезает детали, растягивая работу на несколько дней. Кто-то этот этап проходит быстро. Зависит это и от опыта, и от того, привычны ли для мастера инструменты.
  5. После того как ажурная художественная резьба завершена, мастер хорошо зачищает работу. Если нужно, он шлифует ее и склеивает изделие.
  6. На заключительном этапе готовое изделие хорошо осматривают, чтобы не пропустить дефектов и грубостей. Теперь дерево можно полировать кусочком дерева либо грубой тканью. Полностью готовую работу обрабатывают морилкой на водной основе или на спирту. Не всегда одного слоя будет достаточно.

Осталось только дождаться полного высыхания изделия – оно готово и может занять свое место в интерьере, на фасаде или в любом другом месте.

Ажурная резьба – это и опыт, и художественные задатки, и творческий поиск, и умение видеть работу еще до ее готовности. Одно ясно точно – старинное ремесло сегодня находит новое осмысление и отвечает запросам современного заказчика. А вот техника и материал остаются все теми же. И такой союз традиции, качества и нового взгляда рождает красивые ажурные вещи.

Как изготовить шкатулку из дерева с прорезной ажурной резьбой смотрите в видео.

Подбираем иструменты и приспособления, применяемые при создании узоров

При выполнении резьбы такого вида используют самые различные режущие инструменты, вроде обычных ножей и стамесок. Но работа такими инструментами очень трудоемка и утомительна. Поэтому более популярными таких целей являются дрель и пила, причем тип пилы может быть разный – от лобзика до ручной ножовки, в зависимости от размера созданного вами шаблона.

В наше время мастера редко используют ручной труд при выполнении масштабных работ. Зачастую используют удобные бытовые электроинструменты, например, электродрель, ручной фрезер и электролобзик. С использованием электролобзика работа проходит быстро, легко и качественно. Но при такой работе невозможно обойтись без дрели, используемой для предварительного засверливания отверстий для пилки. Работа ручным фрезером не на столько легка и производительна, к тому же требует предварительных навыков в обращении с этим электроинструментом. Но резьба получается значительно качественнее и при этом не требуется делать предварительных отверстий в заготовке.

Существуют и более оригинальные способы создания прорезного узора на деревянной заготовке. Одним из таких способов является прожигание. Суть данного способа заключается в буквальном прожигании сквозного узора на дереве сильно нагретой нихромовой проволокой. Минусами же можно считать специфический запах гари, необходимость охлаждать рабочий инструмент, из-за чего работа немного затягивается по времени, а так же заметно обугленные края готового узора.

Более усовершенствованным методом такого способа можно считать лазерную резку, которая выделяется высоким качеством и точностью получаемого рисунка. Однако использование подобного способа возможно лишь при закупке очень дорогостоящего оборудования, из-за чего ныне этот вид работы не очень часто используют на практике.

В заключении статьи хотелось бы продемонстрировать вам потрясающую работу очень опытного мастера, изображающего на своих работах не просто абстрактные рисунки, а очень точные и подробные копии животных.

Мастер-класс геометрической резьбы

Как уже говорилось выше, геометрическая резьба считается одной из самых простых, поэтому идеально подходит для обучения начинающих мастеров. Для работы требуется минимальный набор инструментов. Во время процесса вырезания значение имеет только точность. Элементы рисунка должны обладать четкой симметрией. Сами изображения состоят из повторяющихся зон, которые образуют единую изящную композицию.

Технология и последовательность геометрической резьбы

В основе рисунка в технике геометрической резьбы лежат различные простые фигуры: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы, которые дополняют прямыми и изломанными линиями. Вопреки заблуждениям обывателей, готовые композиции лишены угловатости и грубости. Игра света и тени подчеркивает рельеф изображения. Сюжетов, как таковых, геометрическая резьба не имеет. Она передает настроение и ярко демонстрирует мастерство автора. Готовое изделие может поражать сложностью и тонкостью работы, а иногда придерживается принципов лаконизма, что никак не сказывается на его восприятии. Очень часто в основе композиции лежат традиционные русские орнаменты, которые ранее считались «оберегами» от злых сил. Процесс работы в технике геометрической резьбы условно делят на этапы:

  • Подготовительный. Включает в себя изготовление болванки (заготовки) и черновое выравнивание ее поверхности, то есть удаление дефектов, сколов, рельефных элементов.
  • Работа над композицией с использованием ножей.
  • Заключительный этап. Финальная обработка заготовки: шлифование, пропитка специальными составами, покрытие лаком или краской.

После просушки резную поделку можно использовать по назначению.

Необходимые инструменты

Для работы в технике геометрической резьбы потребуется минимальный набор инструментов:

  • Карандаш, циркуль и линейка (лекало) для составления точного рисунка.
  • Два типа ножей: «косячок» и «перо» (разновидность богородских ножей).

Первый вид ножа используется для вырезания прямых линий, которые формируют угловатые геометрические фигуры, а второй — для «канавок» с мягкими изгибами.

Создание эскиза узора

Мастера, у которых «рука набита», наносят узоры прямо на заготовку с помощью карандаша и циркуля, линейки. Для новичков лучше сначала нарисовать эскиз на бумаге или использовать уже готовые рисунки, которые можно легко найти во всемирной паутине. Узоры распечатывают, после чего прикладывают к болванке и обводят по контуру с использованием копирки. Когда рисунок будет полностью перенесен на заготовку, можно приступать к вырезанию композиции.

Вырезаем узоры

Начинать нужно с мягких деталей (круги, лепестки, плавные линии). Для работы используют нож-перо. Его зажимают в руке между ладонью и указательным пальцем. Большой палец отставляют в сторону и прислоняют к заготовке. Он послужит опорой. Согнутый указательный палец станет регулятором силы нажима на инструмент и угла его наклона. От этого будет зависеть глубина «канавки». Помните, что резать нужно «от себя». Сначала обрабатывают одну часть композиции (слева или справа зависит от ведущей руки), а затем болванку переворачивают и продолжают вырезать вторую часть узора.

Теперь в дело вступает нож-косячок для работы над треугольными элементами. Этот инструмент держат иначе. Его зажимают между указательным и большим пальцами, словно карандаш, но у самого конца ручки, ближе к лезвию. «Пятку» ножа с силой вгоняют в заготовку под углом в 45 градусов, но не у самого края фигуры, а с небольшим отступом. Его необходимо сделать, чтобы у выемки были «пологие» края. «Канавки» с таким рельефом выглядят красивее. Грани треугольников должны сходиться. По такому же алгоритму вырезают оставшиеся элементы рисунка. Отработанные кусочки древесины должны иметь форму пирамидок, тогда работа выполняется правильно.

Шлифовка и пропитка готового изделия

Чтобы сгладить шероховатость краев «канавок», поверхность поделки нужно слегка зашкурить наждачной бумагой. Затем изделие пропитывают специальным составом. Некоторые покрывают поделки лаком, но большинство мастеров отдают предпочтение процессу вощения (восковая мастика) или покрытию поверхности маслом. В этом случае поделка приобретет легкий, натуральный блеск. Обычно используют льняное, одуванчиковое, мятное, семитравное масло. Эти же составы отлично подходят для пропитки посуды. Поделку густо смазывают средством, после чего «втирают» масло в древесину. Теперь изделие должно высохнуть. Лучше всего положить его на улице просушиться под солнышком. Некоторые кладут изделия возле батареи или пользуются феном, дабы ускорить процесс.

Инструменты

Полный набор инструментов начинающему резчику иметь совсем необязательно. Но базовый комплект нужен, и его тоже не всегда можно собрать за один день.

Что нужно для работы:

  • ножи-косяки – инструменты со скошенным лезвием, которыми удобно делать выемки и углубления;
  • резаки для геометрической резьбы – хорошо обрабатывают закругления и криволинейные фигуры;
  • богородский нож «Татьянка» – отлично подойдет для резьбы «на силу»;
  • стамески – их вариаций много, часто продаются в наборе;
  • лобзик – упрощает работу и ускоряет процесс;
  • гравировальная машинка – начинающим может быть и ни к чему, но для продукции на продажу, создания именных и дизайнерских вещей, интересных находок потребуется;
  • шлифовальная шкурка – помогает окончательно отделать изделие.

Виды узоров

Чтобы понять основные отличительные черты того или иного орнамента, выполненного в технике геометрической резьбы, необходимо ознакомиться с несколькими видами узоров, а также со схемами и основами их исполнения.

Сколышки

Основными элементами, которым нужно обучиться, являются сколышки, представляющие собой наколку и подрезку древесных частей.

Затем можно приступать к подрезке, следуя инструкции.

  1. Режущую часть лезвия нужно приложить к левой стороне треугольника, а скошенная часть должна находиться в области его вершины.
  2. Рукоять ножа отводим назад, не нарушая параллели между правой стороной треугольника и краем лезвия.
  3. Надавливаем на нож и возвращаем ручку в исходное положение. При совершении данных действий должна отколоться деталь нужной формы и размера.

Ромбик

Вырезать ромбик на поверхности древесины довольно легко, особенно если вы уже освоили технику работы со сколышками. Все дело в том, что данная фигура состоит из двух треугольников, имеющих одно основание, поэтому ее можно вырезать, действуя по принципу, описанному в предыдущем варианте.

Для того чтобы получился ровный орнамент, необходимо сначала проработать верхний ряд треугольников, после чего перейти к нижнему, образуя нужную нам фигуру.

Витейка

Также очень интересный элемент, в основе которого лежит принцип действия, применяемый при работе со сколышками. Отличительной чертой является лишь то, что треугольники не имеют общего основания, а, наоборот, смещаются в разные друг от друга стороны.

Пирамида

Пирамида является первым сложным рисунком из тех, что вам предстоит изучить, постигая искусство геометрической резьбы по дереву.

Работа происходит посредством нанесения нескольких треугольников – при соблюдении определенного порядка и расстояния между ними. На равном расстоянии друг от друга наносятся три треугольника, два из которых находятся в верхней части и имеют общее ребро. Посередине между фигурами необходимо будет обозначить точку соприкосновение углов. Режущая часть ножа должна занимать центральную позицию, а движения необходимо совершать в том направлении, в котором лежат естественные слои древесины.

Звездочка

Следующая к изучению фигура является немного более сложной, поскольку в ее основе лежит большее количество треугольников, нежели во всех ранее изученных вариантах. Но несмотря на этот, казалось бы, немаловажный нюанс, принцип работы с данной фигурой не меняется, и в основе все так же лежит создание сколышков.

Для создания звездочки необходимо нанести четыре и более треугольника по принципу, используемому в работе с пирамидкой.

Квадраты

Создание квадратов кардинально отличается от работы со всеми предыдущими узорами, поскольку используется абсолютно другая техника – соломка.

Чтобы создать квадрат, необходимо действовать следующим образом:

  • после нанесения разметки необходимо отступить от ее края на пару миллиметров и под углом примерно в 45 градусов углубить кончик ножа на 3 миллиметра, затем провести разрез вдоль линии;
  • далее по принципу зеркального отражения необходимо произвести все те же самые действия с другой стороны полосы разметки;
  • после этого необходимо расположить нож вертикально по отношению к заготовке и сделать два прокола (в начале и в конце линии).

При правильном выполнении всех вышеперечисленных действий вы получите тонкий срез в виде соломки, а обработав все края разметки в такой технике, вы сможете создать интересный узор нужной вам формы.

Наиболее часто данная техника используется для обрамления изделий, соответственно, квадратной и прямоугольной форм.

Розетка

Пожалуй, следующий геометрический узор является наиболее сложным в исполнении, и вместе с тем его справедливо можно назвать самым красивым из всех уже знакомых вам орнаментов.

На следующем этапе необходимо на каждом отрезке, расположенном в границах малого круга, отметить середину и соединить ее с точками соприкосновения отрезков с границами большого круга, расположенными по обе стороны от намеченного нами центра.

Получив разметку, мы можем приступать к резьбе, используя первую изученную технику работы с треугольниками.

При помощи данного узора можно украсить крышку шкатулки, дно декоративной тарелки, поверхность круглого стола и другие изделия подходящей формы.

Уход за инструментами

Следует периодически осматривать ваши инст­рументы, вытирать их промасленной тряпочкой, чтобы они не заржавели. Храните инструменты в индивидуальных отсеках или завернутыми в ткань, чтобы защитить их и сократить время, по­траченное на заточку.

ЗАТОЧКА ИНСТРУМЕНТОВ

Следите за тем, чтобы ваши инструменты всегда были острыми, и время от времени приостанав­ливайте работу для заточки. Все мои знакомые резчики выработали собственную систему прав­ки; каждый нашел свою процедуру, удобную лич­но для него. Одни используют оселки с маслом, другие с водой, третьи — электрические приспо­собления.

Первым делом следует заточить лезвие при по­мощи мелкозернистого абразива, например ал­мазной крошки или наждачной бумаги. Сначала обрабатывается одна сторона до появления на металле заусенцев, затем другая. На следующем этапе правки устраняются неровности поверхно­сти, возникшие вначале. В заключение следует специальным составом отшлифовать лезвие до зеркального блеска, сокращая трение между лез­вием и деревом.

По одной или оптом?

Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.

Накладные резные наличники тоже интересны

Желание понятное, но сложно реализуемое, да и выгоды во времени не так велики, как кажется. Первая сложность — у домашних мастеров обычно в наличии лобзики не слишком большой мощности. Чтобы прорезать несколько досок, приходится медленнее двигать пилку вдоль намеченного рисунка. На прямых линиях скорость еще терпима, на закруглениях — низкая. И, чем меньше радиус изгиба, тем медленнее приходится двигать пилку. Если вы работаете с одной доской, таких проблем нет. Так что по времени выигрыш если и есть, то совсем небольшой.

Еще один момент. Даже толстые, хорошие, дорогие пилки при большой толщине обрабатываемого изделия отклоняются. Так что, при одновременном резе нескольких досок, качество прорези на нижней (или двух) остается под большим вопросом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector