Как выбрать паяльник для пайки пластика?

Особенности пайки пластика

Мастером может использоваться дешёвый паяльник, фен или дорогая паяльная станция для ремонта пластиковых бамперов. Однако в любом случае тем, кто решил взяться за подобную работу, следует знать несколько ключевых моментов.

Пайку начинают с того, что кладут прутки (припои) вдоль шва с внутренней стороны бампера. Затем один из концов детали фиксируют.

Принцип здесь следующий: тепловую энергию нагревательного аппарата направляют на припой, а не на шов. Если в качестве рабочего инструмента выбран паяльник, то его нужно прижимать к припою, фен же надо держать на некотором расстоянии.

Под большой температурой пруток расплавляется и заполняет углубление трещины. Тепловой поток, создаваемый феном либо паяльным жалом, передвигают от края к середине стёжки перпендикулярно шву. В результате свободный конец электрода расплавляется и постепенно уменьшается. При следующем проходе инструментом необходимо хорошо припаять боковые зоны. Затем на всём участке остывающий материал разглаживают каким-либо тупым предметом.

Пайка пластикового бампера своими руками

Поговорим немного о ремонте пластмассовых деталях автомобиля. Их ремонт немного отличается от металлических поверхностей и имеет свои нюансы, которые следует знать, дабы облегчить себе работу в будущем.

Наверное самая ремонтируемая деталь на авто это передний бампер, так как он находиться спереди автомобиля и постоянно случаются какие-то происшествия с ним. Вследствие чего ремонт и пайка пластиковых бамперов очень востребован и овладеть этим ремеслом будет очень полезно.

Сразу скажу, что мы будем разговаривать о профессиональной сварке пластика. Так как этот метод считается самым лучшим, надёжным и качественным ремонтом. Если Вам предлагают ремонт при помощи сеточек, склёпок, стекловолокном и т.д. это всё «Ерунда» этим занимаются перекупы и «недомастера». Пластик эластичный он «играет» и всё это начинает лопаться и отваливаться! Проверенно на собственном многолетнем опыте

Сварка пластмассы

Важно!

При механической обработке пластмассы имейте в виду, что частицы пластика, также опасны для глаз, как и металлические.

Перед началом работы первое что нужно сделать это определить тип пластика, который Вы намерены варить. На некоторых деталях обратной стороны есть расшифровка с кодом. Этот код соответствует законодательству об утилизации и он также позволяет определить тип пластмассы.

Далее приведены основные типы пластика:

  • ABS —  Акрилонитриловый бутадиеновый стирол.
  • ASB/PC —  Полимерный сплав вышеуказанного.
  • PA —  Полиамид (Нейлон).
  • PBT —  Полибутилен терефтолат.
  • PC —  Поликарбонат.
  • PE —  Полиэтилен.
  • PP —  Полипропилен.
  • PVC —  Поливинилхлорид.
  • GRP/SMC —  Стеклопластик (не вариться)
  • PUR —  Полиуретан (не все полиуретаны можно сваривать).
  • PP/EPDM —  Полипропилен/Этилендиеновый каучук.

Самые распространенные из них, которые используются на автомобилях сейчас, это пластики ABSPP, PA, PE. Самый простой в пайке это PP — Полипропилен. Тяжело паяется PA — Полиамид, требует высокой температуры при работе. Практически не паяется PE — Полиэтилен, как с ним работать расскажу как-нибудь в другой раз.

Процесс пайки пластмасс несложен, особенно для того, кто имеет опыт газовой сварки. Но в нём есть особенности, о которых надо знать.

Важно заметить, что пластмассы делятся на пару групп: термореактивные и термопластичные. К первой группе относятся стеклопластики (и некоторые другие) — они не свариваются, потому что термореактивные пластмассы не размягчаются при нагревании

К счастью, большинство пластмасс, применяемых в автомобилях, относятся к группе термопластов. Если Вам надо отремонтировать деталь из стеклопластика, это уже другой вид работы, поговорим об этом позже.

Необходимый инструмент для пайки (сварки) пластика.

Для работы нам потребуется: 

  1. Специальный фен для пайки и насадки к нему.
  2. Припой для пластика.
  3. Обычный паяльник с острым наконечником, желательно по мощнее.
  4. Шлифовальная машинка, с абразивными кругами.

Если Вы не можете найти прутков для пайки, их можно вырезать самому из схожего по составу старого не нужного пластика, бамперов и т.д. 

Если же Вы приобретаете готовый припой, то каждая упаковка сварочных прутков имеет маркировку в соответствии с указанным выше кодом пластмассы. Таким образом, если Вам известна пластмасса, из которой изготовлена деталь, подлежащая ремонту, смело берите пруток с нужной маркировкой.

Если Вы не знаете тип своей пластмассы, выберите похожий по внешнему виду пруток и попробуйте его приварить на обратной стороне детали. Эксперимент может закончиться успешно или неуспешно!

Если сварка детали никак не удается (бывает и такое), то единственный возможный в этой ситуации вариант — химический способ восстановления. Об этом расскажу в другой статье.

Как спаять трещину на бампере (пример).

И так, приступим к ремонту пластикового бампера. Первое что необходимо сделать, это зачистить шлифовальной машинкой, до голого пластика место ремонта. Я использую Эксцентриковую шлиф машину. Далее удалить загрязнения, обезжирить растворителем. Затем паяльником разделать трещину по всей длине в виде V — образной канавки. Это нужно чтобы туда лёг припой, для качественной спайки.

Далее включаем фен выставляем нужную температуру. Температура для сварки бампера где-то от 300 до 600 градусов, в зависимости от типа пластика. Начинайте от начала трещины. Держите фен по углом и на расстоянии 0.5 — 1 см. от детали и припоя и ведите равномерно до края трещины, наблюдая за тем как ложиться припой. Не прислоняйте насадку фена слишком близко, так как можно легко продырявить деталь насквозь. 

Важно!
Обязательно пропаивайте шов с обеих сторон. Причём сначала изнутри затем с лицевой стороны

https://youtube.com/watch?v=qgrftAAaqdg

Что ещё можно починить при помощи паяльника

Мало кто задумывается, но при помощи паяльника можно починить даже пробитые полипропиленовые трубы водопровода

Однако здесь стоит отнестись с особым вниманием к выбору «донора». Неподходящий пластик приведёт к повторной протечке, ведь давление в системе водоснабжения значительное

Стоит разобраться, каким образом производится пайка полипропиленовых труб и все ли из них можно ремонтировать.

Если говорить о соединениях, которые начинают протекать по причине некомпетентности мастера, который их собирал, то их отремонтировать достаточно просто.  Другой вопрос – долговечность такой трубы. Нужно понимать, что как бы качественно не была отремонтирована сама труба или спайка соединения, это всего лишь временная мера, дающая отсрочку капитального ремонта. Утверждение «нет ничего более постоянного, чем временное» здесь не работает

Но и этого порой бывает вполне достаточно, а значит, не стоит обходить вниманием подобную проблему, как и пути её решения. Попробуем разобраться, что делать, если в полипропиленовой трубе образовалась течь

Конечно, это очень редкий случай, но такое развитие событий вполне возможно.

Труба, которую мы будем ремонтировать. На заднем плане «донор»

Виды пластика, которые свариваются

Свои свойства при расплавлении с последующим остыванием сохраняют не все разновидности пластика. Невозможна сварка пластика, который боится нагрева. Эти виды полимерных материалов называются реактопластами. Они горючие, при нагреве начинают дымить, при высокой температуре горят, обугливаются.

Хорошо свариваются только термопласты, самые распространённые из них ПВХ (поливинилхлорид), полиэтилен и полипропилен. Другие виды разогреваемых пластмасс обычно склеивают или монтируют на обрешетке. Это:

  • нейлон;
  • поливинилацетат;
  • поликарбонат;
  • полиэтилентерефталат;
  • полистирол.

Сварочный процесс возможен, если детали выполнены из однородного пластика. Формат особенной роли не играет. Соединять детали можно на всю толщину или на треть слоя, при меньшем шве сцепление деталей считается ненадежным. Трубные изделия чаще монтируются  внахлест. Такое соединение имеет большую площадь сцепления.

Какие ошибки мастера совершают чаще всего?

Спешка и отсутствие опыта ведут к тому, что неправильно выполняется даже такой процесс, как пайка полипропиленовых изделий. Опишем самые распространённые проблемы и их особенности.

Чаще всего дефекты на изделиях появляются из-за того, что неправильно размещены соединительные элементы во время пайки. Например, появляются зазоры, когда конструкция не вводится в фитинг до самого конца. Из-за чего уменьшается рабочее давление, толщина стенок. Особенно актуальна проблема для тех, кто сразу после нагрева вводит трубу своими руками в фитинг, не прилагая достаточных усилий.

При этом во время проведения пайки не допускаются и чрезмерные усилия. Иначе появляется другая проблема. Из зазора, по краям которого находятся торец и внутренний упор конструкции, начинают выдавливаться излишки расплавленного материала.

Такие излишки ещё называют «гратом». После чего снижается проходимость рабочего вещества по системе. Соединительный элемент начинает испытывать более серьёзную нагрузку.

  • Некоторые не всегда правильно выставляют температуру. Нужная температура составляет – 260 градусов. Отклонения которое допускается – минус\плюс десять градусов. Это значение оптимально для любой разновидности изделий, вне зависимости от диаметра. Главное – чтобы паяльник не перегрелся. Тогда в материале можно будет поддержать необходимый уровень давления. При этом поверхность не должна остыть слишком сильно до того, как все элементы соединятся друг с другом.
  • Ещё одна распространённая проблема – неправильно подобранное оборудование. Паяльники нужно выбирать по мощности в зависимости от того, трубу какого диаметра придётся обрабатывать. Например, мощность в 500 Ватт – лучший вариант для 50-миллиметровой конструкции. 1000 Ватт нужно, если обработке подвергается 100-миллиметроый трубопровод.

Видео 6. Ошибки подбора соединительных фитингов для пайки + таблица времени сварки

Советы по выбору аппарата для сварки

Перед покупкой подходящего оборудования рекомендуется обратить внимание на следующие несколько характеристик:

  • Изготовитель. От чего зависит стоимость аппарата, качество изготовления.
  • Материал, из которого сделано устройство, качество сборки. Без учёта этого фактора паять нельзя.
  • Комплектация, дополнительные насадки.
  • Мощность. Зависит от того, детали с каким диаметром подвергаются пайке.

Паяльник для труб ПВХ– это инструмент с максимально простым принципом работы. Нагревательный элемент находится в самой середине. Он и отвечает за создание оптимальной температуры во время пайки.

Видео 7. Обзор паяльника для сварки ПВХ

Процедуру лучше выполнять не одному, а вместе с помощником. Кто то должен управлять инструментом, а другой готовит и ставит на место детали.

О мощности

Оборудование с мощностью от 1,5 до 2 Ватт встречается на рынке чаще всего. Этого может оказаться даже много для тех, кто пользуется инструментом в домашних условиях.

Хватает и 680 Ватт, чтобы решить данную задачу. По крайней мере, для работы с изделиями диаметром 16-63 миллиметра. 850 Ватт – оптимальное решение для ∅ 63-75 мм. Наконец, от 1200 Ватт понадобится для изделий ∅ на 125 миллиметров, так паять будет легче.

Как быть с насадками?

Лучше приобретать большие комплекты. Оптимальный выбор – инструменты с насадками практически для каждого диаметра, по паре штук. Их многие паяльники позволяют одновременно установить две и больше. Но это профессиональные агрегаты, потому они стоят недёшево.

Дополнительные рекомендации

Для 5-сантиметровых и больших диаметров оптимальное решение – применение стыкового соединения. Но этот совет носит характер рекомендации, а не обязательной аксиомы.

К поверхности, чья температура доведена до определённого показателя, подводим раструб, которым снабжён фитинг. После этого переходят к работе с самой трубой

Время выдержки важно соблюдать точно. Видео добавят наглядности рассказу

Главное достоинство данной технологии – в том, что на прямых участках не нужно ставить фитинги. Главное – чтобы срезы у конструкций были максимально ровными. В этом помогут специальные инструменты.

К нагревающим элементам паяльника они подводятся друг к другу, на одну линию, это правило тоже необходимо соблюдать строго. Благодаря этим устройствам легче проводить центрирование, чтобы добиться лучшего результата. На видео отчётливо виден каждый этап.

У некоторых паяльников есть специальные звуковые сигналы, извещающие о начале или о конце какого-либо этапа. Благодаря этому пайка ПВХ труб становится более эффективной.

Клей для полипропиленовых труб

Полипропиленовые трубопроводы отличаются простотой монтажа, но только при соблюдении техники проведения работ. В правильно смонтированных системах, соединения в которых созданы при использовании клеевого компонента, протечки не возникают в течение 30 и более лет.


Клей прозрачный

Однако некоторые составы предназначены для коммуникаций с холодной водой, потому что высокая температура влияет на их свойства.

Характеристики

Клей для полипропилена и соединяемые пластиковые детали похожи по составу. Соеденительное вещество используется при монтаже и ремонте водопроводных сетей и канализации. Соединение пластиковых деталей происходят на молекулярном уровне. Это позволяет получить герметичные швы.

Чтобы улучшить характеристики, в клей для труб из полипропилена добавляется:

метакрилат, обеспечивающий устойчивость к температуре;
специальная приставка, увеличивающая прочность и плотность соединений, что важно для систем, работающих под большим давлением и в которых существует риск возникновения гидроударов;
бутадиенстирольный каучук, повышающий гибкость.

Клеевые вещества отличаются составом и взаимодействием с пластиком. Производители выпускают термореактивные клеи. Их основу составляют эпоксидные, полиэфирные или олигомерные смолы. Они начинают твердеть при температурном воздействии или благодаря специальному отвердителю.


Клей герметик

Производятся также термопластичные составы. Их основу составляют каучуковые смолы. При нагреве они становятся жидкими, что позволяет заполнить все пустоты. Однако их нельзя использовать для склейки трубопроводов, перемещаемых среду с высокой температурой.

Производители выпускают однокомпонентные и многокомпонентные полипропиленовые клеи. Первая разновидность веществ представляет собой готовые составы. Второй вариант — это наборы, состоящие из смолы и отвердителя.

В их состав также может входить наполнитель. Все компоненты необходимо смешивать непосредственно перед использованием.

Производители

Клеевые вещества для полипропиленовых труб выпускаются в густом, жидком и полужидком состоянии. Доступна отечественная и зарубежная продукция:

  • Liquid Nails LN 915 — светлый полужидкий клей специального назначения. Основным компонентом является синтетический каучук. Состав выдерживает температуру от -30°C до +60°C и используется вместе с пистолетом, так как выпускается в картриджах.
  • Момент — многофункциональный однокомпонентный клей-герметик. Основой эластичного вещества является каучуковый полимер. Полужидкий состав твердеет при комнатной температуре и продается в тубах.
  • Dow Corning 7091 — герметик для создания долговечных стыков. Температура использования однокомпонентного вещества составляет от -55°C до +180°C. Состав выдерживает воздействие агрессивных сред.
  • Cosmoplast 500 — популярный однокомпонентный клей. Жидкое вещество быстро сохнет и имеет прозрачную структуру.
  • WEICON Easy-Mix PE-PP — двухкомпонентное клеящее вещество. Основу универсального соеденителя составляет метилакрилат. Состав отличается хорошей адгезией.

Во время применения и приготовления продукции нужно четко соблюдать рекомендации из инструкции. Любое вещество позволяет не использовать специальное сварочное оборудование. Поэтому удается сократить расход энергоресурсов при монтаже коммуникаций.

Чем можно склеить?

Заклеить пластмассовую канистру можно с помощью клея. Например, специальный клей Loctite 406 поможет в этом. Очень сильным веществом является также дихлорэтан, который может склеивать пластик и оргстекло. Клеи бывают разными по качеству и свойствам: жидкие, контактные, реакционные, термоклеи.

У него ядовитый запах, поэтому нужно проветривать помещение. Эмульсии «БФ-2» и «БФ-4» также подойдут для полиэтиленовых канистр.

Реакционный клей очень быстро схватывает материал и скрепляет его. К такому клею относятся «Суперклей», «Секунда» и другие. Термоклей проявляет свою эффективность только при нагреве до 120°С. Поэтому для работы лучше использовать строительный пистолет, который умеет разогревать вещество.

Небольшие повреждения на канистре можно убрать гидроизоляционными битумными лентами. Этот вид материала умеет воссоздавать адгезию с металлами и растворять внешние материи пластмасс. Полипропиленовые резервуары для воды хорошо поддаются склейке расплавленным полимером. Можно также сделать самодельный клей из бензина и пенопласта. Для этого нужно растворить кусок пенопласта в бензине.

Сварка очень хорошо справляется с повреждениями пластмассовых резервуаров. Канистры под бензин также можно запаять легко и быстро. Во время сварки пластик переходит в жидкое состояние, что помогает эффективно заполнить пустые участки материалом или специальными жгутами.

Чем можно склеить трещины и дыры?

При ремонте баков из полиэтилена восстановление целостности баков осложняется пониженными параметрами адгезии этого материала. Из-за слабой сцепляемости поверхность отторгает клеи, герметики, составы для холодной сварки, а также эпоксидную смолу.

Если трещина небольшая, то избавиться от неё можно при помощи битумной ленты. Если лопнуло дно, то устранить повреждение можно при помощи заплатки из куска пластика и специального клеящего состава для моделирования – это рабочая технология, которая создает надежную фиксацию и позволяет продлить срок использования емкости на год и более.

Если треснул полипропиленовый бак на 200 и более литров, его можно залатать стекловолокном и зафиксировать расплавленным полимером. Чтобы починить емкость, необходимо выполнить несколько простых действий:

  • поврежденный участок тщательно зачищают и обезжиривают;

  • поверхность нагревают строительным феном;

  • из специального пистолета на зону деформации наплавляют пластик и быстро накладывают кусок стеклоткани оптимального размера;

  • отремонтированный участок ёмкости ещё раз подогревают феном, чтобы обеспечить максимальную прочность фиксации.

Если площадь повреждения полипропиленовой емкости невелика, то хороший результат даст эпоксидный клей на двухкомпонентной основе. Такой состав отличается инертностью, стойкостью к воздействию химических компонентов, он не разрушается при контакте с влагой. Клей негорючий, на полимеризацию уходит всего 50-60 минут. Чтобы выполнить реставрационные работы, необходимо отрезать небольшое количество клея, размять его в руках до получения однородной субстанции, затем вылепить конус и зафиксировать в отверстии бачка. Клей-пластилин фиксируют на несколько минут и оставляют на пару-тройку часов. После этого контейнер готов к эксплуатации.

Особой эффективностью обладает эпоксидный клей «Контакт». В отличие от других составов для работы вовсе не обязательно опустошать резервуар – выполнять ремонт можно даже под водой и другими жидкостями. К преимуществам клея «Контакт» относят:

  • способность быстро восстанавливать форму изделий;

  • герметичность заполнения пустот;

  • инертность к действию масел и растворителей;

  • возможность использования в широком температурном диапазоне от –40 до +150 градусов Цельсия;

  • сохранение пластичности в течение 3-5 минут;

  • продажа в готовом к использованию виде.

Пистолет фен

Во время работы паяльником материал разравнивается и перераспределяется жалом. При работе феном применяются пластмассовые присадочные прутки, являющиеся аналогом припоя при пайке или присадочной проволоки при сварке.

Такие прутки покупают в магазинах либо изготавливают самостоятельно, нарезая отходы пластика

Важно следить за тем, чтобы пруток был из того же материала, что и ремонтируемое изделие. Пруток заостряют с одной стороны, а другой стороной вставляют в фиксатор на сопле термопистолета

Пайка пластика феном

Устройство ведут вдоль линии спайки медленно, наклонив пруток-присадку под углом 40-50°. Для соединения разрозненных осколков пайку выполняют в несколько проходов. Сперва нужно соединить осколки между собой короткими швами, из расчета один — два на сторону. Далее получившуюся сборку прикладывают к целой части бампера. Если контуры совпадают, проводят спайку по контуру. В последний проход окончательно спаивают осколки между собой.

Ремонт кронштейнов фар

После небольшого лобового удара были сломаны кронштейны фар на автомобиле «Ленд Крузер Прадо 150». Специалисты компании АвтоТОТЕММ произвели сварку пластиковых кронштейнов. Ремонт кронштейнов — 40 мин. Общее время работ — два часа: демонтаж/монтаж переднего бампера, фар и ремонт кронштейнов.

У автомобиля Land Rover Freelander 2 разломан задний бампер. Повреждения: сквозные трещины, проломы (отсутствует фрагмент заднего бампера). Ремонт трещины пластикового бампера методом сварки обошёлся клиенту в 14200 руб. + снятие/установка и окраска. Новый бампер стоит около 30 000 руб.

Гарантия от АвтоТОТЕММ: отремонтированный бампер будет обладать такими же эксплуатационными свойствами, как и новый.

Оставить заявку

Сферы применения

В настоящее время термофен с насадками практикуется как в домашних условиях, так и на больших предприятиях для решения различных задач. Один инструмент не в силах исполнять большинство функций, однако с комплектом насадок устройство становится многофункциональным и применяется:

  • для соединения и обработки швов;
  • заделки трещин, деформаций, неровностей;
  • спаивания предметов из плёнки на базе полимеров, пластика с иными материалами;
  • работ по устройству кровель;
  • монтажных, демонтажных, восстановительных работ в автомобильной сфере.

Помимо указанных выше мероприятий, термофен с насадками может выполнить массу иных работ, где практикуются мягкие полимерные материалы и необходимо термическое воздействие.

Характеристики некоторых видов клея для труб из полипропилена

На сегодняшний день существует большой выбор средств, которыми можно производить склеивание полипропилена и полиэтилена. Остановимся подробнее на характеристиках некоторых из них.

Cosmoplast 500

Это однокомпонентный прозрачный клеящий состав, который может быть использован и для бытовых нужд, и на производстве. Высокие склеивающие свойства позволяют соединять детали под углом в 45 градусов, что обусловило его популярность среди мастеров по производству пластиковых окон. Отличается малым временем необходимым для высыхания: 3 секунды – начальное схватывание и 16 часов – полное застывание (при температуре 20 градусов).

Dow Corning 7091

Этот однокомпонентный продукт относится к типу клей-герметик. Если толщина наносимого слоя не превышает 5 мм. то Dow Corning 7091 выполняет роль клея, а при толщине до 25 мм – герметика. Этот состав лучше использовать для склеивания однородных материалов. Процесс склеивания полипропилена этим составом мало чем отличается от остальных клеев. Полученный шов отличается эластичностью, долговечностью, масло- и влагостойкостью, а так же способен выдерживать перепады температур от -55 до 180 градусов по Цельсию.

WEICON Easy-Mix PE-PP

Универсальный двухкомпонентный клей для полипропиленовых труб отлично справится с соединением полиэтилена, полиамида, ПВХ, стекловолокна и других материалов и пластмасс. Создан на основе метил акрила и обладает высокой адгезией. При комнатной температуре достигает полного застывания через 24 часа.

Это конечно не весь перечень представленных на рынке клеев для ПП. И прежде чем клеить полипропилен необходимо более подробно ознакомиться с особенностями клеевых составов. Это избавит от возможных ошибок, которые могут привести к некачественному склеиванию.

Полипропилен – разновидность пластмассы, который тяжело склеивается. Не так давно стал производиться клей для полипропилена способный заменить метод соединения «горячую сварку». Специальный клей облегчил работу мастеров, так как не надо привлекать к работе специальное оборудование, способное нанести травмы, так как основная направленность – это нагрев материала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector