Декоративная роспись по дереву для начинающих: виды и особенности нанесения

Содержание:

Основные элементы вологодской росписи

Привлекательная особенность вологодской школы – удачная комбинация выраженной декоративности и реалистичности изображения природы. Классические образцы направления – это лаконизм широких, схематизирующих графических определений. Если есть контур, то контур смелый и твердый, если яркость и перекличка цветов – то уверенная, неслучайная в выборе мастера.

Базовые элементы:

  • цветы и плоды – символы богатства, урожая и текучести жизни (цветет и плодоносит – значит, жизнь идет, мы продолжаемся и развиваемся);
  • лев – хранитель, сакральный страж богатства хозяина, верный служка и второе «я» хозяина;
  • птицы – и покровительство высших сил, и надежда на завтра (связанная с приходом весны как символа пробуждения и продолжения), и носитель добрых вестей, и семейный оберег.

Символика схожа по значению, а вот техническое отображение отличается в зависимости от школы и способа нанесения рисунка. Потому вологодская роспись – это не узкий перечень черт и деталей, это регионально обозначенный промысел с множеством ответвлений, самобытных и заслуживающих отдельного изучения.

Декоративная роспись по дереву

Своими корнями декоративная роспись по древесине уходит в давно минувшие годы. Еще древние люди научились делать из дерева посуду и задумывались о придаче ей красивого и оригинального вида. В наши дни оригинальными рисунками украшают мебель, игрушки, посуду. Этим занимаются не только взрослые, но и дети. Поэтому многим хочется узнать, какими красками рисовать по дереву, об особенностях этих средств и методах их нанесения.

Роспись как декоративно-прикладное искусство передается из поколения в поколение. Особенно взрослым и детям нравиться изображать оригинальные узоры с народными мотивами. Сегодня очень популярно расписывать различные предметы интерьера: от картин, до панно. Рисунки можно увидеть на игрушках, посуде, музыкальных инструментах. Вам не помешает иметь представление о том, какими красками рисовать по дереву. Применение масляной краски очевидно, но также используется гуашь, акрил, акварель, анилин. О каждой из них мы поговорим подробнее.

Как расписать кухонную доску акриловыми красками?

Самым удобным материалом для знакомства с народным творчеством и освоения техники являются акриловые краски. Они обладают достаточной густотой, их можно смешивать для достижения эффектного изображения. После росписи деревянной доски такими красками покрывать поверхность лаком необязательно, потому как акрил создает прочную защитную пленку.

Для работы потребуется:

  • разделочная кухонная доска с гладкой плоскостью;
  • указанные краски необходимых цветов;
  • кисточки;
  • трафареты для росписи.

Поверхность доски должна быть ровной, если на ней имеются выступы – рекомендуется применить наждачную бумагу и зашлифовать плоскость дерева. После этого мастера рекомендуют пропитать основу белым акрилом для того, чтобы последующие эскизы ровно легли на доску. Пока заготовка будет сохнуть, необходимо перевести рисунок на дерево, как это сделать можно узнать в последнем разделе данного материала.

Особенность полученных после росписи изделий в том, что они обладают ярким и насыщенным цветом. Начинать расписывать доску необходимо с крупных элементов рисунка, постепенно переходя к более мелким деталям. Чтобы выделить отдельные детали изображения, раскрасим их тонкой кистью черным или белым цветом.

После рисования по дереву акриловыми красками изделие необходимо тщательно просушить. Следующим этапом станет лакировка доски, если предполагается дальнейшее применение изделия по назначению. Если готовый результат будет выполнять только декоративную функцию, то покрывать лаком доску не нужно — роспись акриловыми красками будет самостоятельно держаться на дереве.

На видео: роспись разделочной доски акриловыми красками.

Варианты оформления

Способ оформления мебели зависит от профессиональных навыков и времени, которое вы готовы потратить на создание шедевра. Новичкам, которые не владеют искусством художественного рисования, лучше начать с использования простых трафаретов. Более сложная и интересная роспись получается при освоении техники декупажа. Основную композицию в дальнейшем можно дополнить мелкими деталями, выполненными самостоятельно.

Вам может быть интересно:

  • Дом из бруса 9*9
  • Чем лучше покрасить стены в гараже
  • Сборка дома из клееного бруса
  • Как клеить обои встык
  • Покраска стен в квартире
  • Выравнивание стен по маякам своими руками
  • Комбинированные обои в гостиную
  • Штукатурка стен под обои

Мастерам, владеющим кистью, лучше испробовать роспись мебели с применением акриловых красок. Времени на работу уйдет больше, но свобода творчества здесь не ограничивается определенной композицией. Для первых опытов подойдут небольшие предметы мебели – табуретка, стул или обувная полка. После оттачивания навыков росписи можно переходить к более габаритным предметам – комодам, шкафам.

Замечание! Для росписи подходит мебель из натурального дерева, изделия на основе ДСП или МДФ придется отставить в сторону. Исключение составляет оформление поверхностей при помощи декупажа.

Вам может быть интересно:

  • Дом из бруса 9*9
  • Чем лучше покрасить стены в гараже
  • Сборка дома из клееного бруса
  • Как клеить обои встык
  • Покраска стен в квартире
  • Выравнивание стен по маякам своими руками
  • Комбинированные обои в гостиную
  • Штукатурка стен под обои

Вятская роспись по дереву

Возникший в Вятской губернии народный промысел, роспись по дереву сундуков, внес очередной вклад в развитие прикладного творчества. Простая и незамысловатая, как будто нарисованная детской рукой, однако за этим скрыт глубокий смысл.

Большинство узоров традиционной вятской росписи имеет символическое для славян значение. Так, круг — знак солнца и жизни, лев – храбрость, птицы – хорошие вести, а изображение Уткоконя (конь главного древнеславянского бога Солнца) наносилось в качестве талисмана.

В процессе росписи мастера использовали заячьи лапки и чеканы (деревянные палочки, на торцах которых были вырезаны разные узоры). Вначале сундук покрывали специальным клеем, который варили из овечьей кожи. Сразу наносили рисунок, а поверх него еще один слой клея.

Вятская роспись наносилась на двери, столбики, перегородки из дерева. Бывало, мастера расписывали сразу несколько сундуков, повторяя каждый раз узор. Они складывались один в один, по принципу русской матрешки.

Подготовка дерева

Покраска дерева предполагает выполнение комплекса работ.

Перед нанесением изображения основания предметов тщательно обрабатываются: выравниваются, шлифуются и зачищаются, покрываются грунтовкой для повышения адгезии. А чтобы продлить срок службы, изделия после покраски дополнительно покрывают лаком.

Пошаговая инструкция подготовки деревянного предмета к покраске:

  1. Поверхность изделия обрабатывается наждачной бумагой (зернистость 140-180). Для обработки изогнутых частей предмета можно использовать шлифовальную абразивную губку. Шлифование нужно выполнять только вдоль расположения древесных волокон.
  2. После проведения шлифовки с поверхности необходимо полностью убрать пыль специальной обтирочной тканью. Приобрести такую ткань вместе с наждачной бумагой можно в любом хозяйственном магазине или в торговых точках по рукоделию. При отсутствии обтирочной ткани можно воспользоваться тканевой тряпкой, смоченной водой и хорошо отжатой. Протирать поверхность изделия рекомендуется даже в том случае, если шлифовальные работы не проводились, т. к. имеющаяся на нем пыль будет мешать закреплению грунтовочного материала и краски.
  3. На подготовленную поверхность деревянной заготовки наносится грунтовочный слой под покраску, который улучшает сцепление раствора с древесиной. Грунтовку можно распылять по поверхности с помощью специального баллончика или наносить кистью. Сначала рекомендуется обрабатывать переднюю часть изделия, затем боковые и в конце – заднюю.
  4. Прежде чем приступать к покраске предмета, грунтовке необходимо дать полностью высохнуть. А чтобы поверхность получилась максимально гладкой, рекомендуется первый грунтовочный слой после высыхания зачистить наждачной бумагой и покрыть следующим. Такую процедуру рекомендуется выполнять до полного исчезновения неровностей на изделии.

Методы перевода рисунка на основу

Некоторые любители рисовать по дереву только с опытом начинают самостоятельно изображать картинки на дереве. Начинающим такое занятие не под силу, поэтому встает вопрос, какие существуют способы перевести картинку на деревянную основу? О них подробнее можно узнать ниже:

Копирка. Данный метод считается самым простым – для него необходимо наличие обычной темной или (в случае черной основы) белой копирки. Распечатанный лист накладывается на копирку, под которой размещена заготовка из дерева. С помощью ручки, рисунок обводят по контуру полностью. В итоге на заготовке образуется изображение, которое можно разрисовать. Полученное расписанное изделие отличается аккуратностью.

Калька. Чтобы роспись имела красивые границы, можно воспользоваться калькой. Для этого ее накладывают на подготовленный рисунок и обводят его по контурам. Далее лист переворачивают и обильно натирают графитом. После этого кальку накладывают на дерево и острым предметом обводят изображение. С помощью такого метода реально нарисовать даже самые сложные узоры.

Мыло. Способ аналогичен предыдущему, однако хорош, когда шаблоны для росписи переводятся на черную поверхность. Необходимо повторить те же операции, только натереть кальку не графитом, а мылом.

Для оттачивания мастерства специалисты рекомендуют использовать разные техники росписи на дереве. Неплохо рисовать и на бывшей деревянной основе под поднос, на шкатулке или других вещах. Полученные изделия можно дарить в подарок или украшать ими дом.

Особенности акриловых составов

Акриловый лак-антисептик.

  • Вобрав в себя все достоинства масла и акварели, акрил обладает собственными неповторимыми качествами. Этот универсальный материал появился на рынке около 50 лет назад и с тех пор, с каждым годом его популярность только растет.
  • Кроющая способность и яркость этих составов уникальна, при этом они достаточно быстро высыхают. Материал производится на основе синтетических смол, благодаря чему очень устойчив к воздействию солнечного света. Он не выгорает на солнце подобно акварели, не блекнет и не трескается подобно маслу.
  • После испарения влаги, поверхность становится прочной, но эластичной. Ей не страшны перепады температуры, давления или влажности. Она уже не потрескается и не начнет отслаиваться. В отличие от своих конкурентов, краска с течением времени не будет морщиться.

Краска для отделочных работ.

  • Если говорить о том, сколько сохнет акриловая краска на дереве, то однозначного ответа здесь нет. Многое зависит от породы дерева, уровня предварительной подготовки основы и толщины наносимого слоя. В живописи слои более тонкие и наносятся постепенно, поэтому время высыхания может колебаться от нескольких минут, до 2 – 3 часов. А в строительных работах поверхность может сохнуть 3 – 4 дня.
  • Краски расфасовываются в тубы для живописи и рисования или банки для художественных и строительных работ. В тубах состав имеет вязкую консистенцию, похожую на масло. В банках краска более жидкая. Что касается емкости, то наиболее популярны тубы по 60мл, также есть по 140 и 205мл.
  • Самая маленькая расфасовка в банках составляет 55г. Далее разные производители могут расфасовывать в разную тару, 250г, пол-литра и более. В масштабных строительных работах емкости могут доходить до 20л.

На видео в этой статье сделан обзор нескольких видов красок.

Составы от зарубежных производителей

Перед тем, как покрасить дерево акриловой краской, нужно нанести грунт

  • Данные составы применяются не только в строительстве для отделки внутренних и наружных поверхностей, но и для художественной росписи.
  • Инструкция по нанесению, в каждом конкретном случае будет отличаться. Хотя сама работа достаточно проста и доступна даже для аматоров.

Советы по художественной росписи

Краски в тубах для росписи.

  • Роспись по дереву акриловыми красками, по сути, представляет собой роспись пластиком. Образно выражаясь, акрил занимает промежуточную позицию между акварелью и маслом, взяв самое лучшее от каждой техники.
  • Естественно деревянная основа должна быть чистой, сухой и хорошо отшлифованной. Как и при строительных работах, рекомендуется шлифовать 2 раза, до нанесения грунта и после.
  • Нужно следить за тем, чтобы составы не пересыхали, для акрила это характерно. Добиться этого можно 2 способами. Во-первых, можно регулярно спрыскивать палитру водой из бутылочки с распылителем. Во-вторых, можно взять специальную влажную палитру.
  • Для получения эффекта акварели или для полутонов в аэрографии, перед тем как красить дерево акриловыми красками, разбавляйте состав водой. Чем больше вы добавите воды, тем более прозрачным будет тон.
  • Вначале следует прорисовать фоновые и крупные части композиции. Делать это лучше непрозрачными составами. Мелкие детали, полутона, тонкие линии, наносятся позже полупрозрачными составами.

Роспись детского домика.

На видео в этой статье показано как рисовать акрилом по дереву.

Роспись матрешки.

Материалы для работы

Выбор краски

Естественно, если мы собрались рисовать, то выбор художественных материалов будет стоять на одном из первых мест. Сегодня и профессионалы, и любители используют самые разные краски по дереву для росписи, и для того, чтобы вы могли сделать выбор, мы составили небольшую таблицу:

Краска Особенности
Акрил Художественные акриловые краски на водной и водно-спиртовой основе являются, несомненно, наилучшим выбором для множества оформительских работ, и роспись по дереву здесь не является исключением. Художественный акрил:

  • Легко наносится на подготовленную поверхность.
  • Отличается значительной укрывистостью (под ним не проступает текстура материала).
  • Достаточно быстро сохнет.
  • Не тускнеет при высыхании и практически не обесцвечивается со временем.

Единственным существенным недостатком акриловых красок является достаточно высокая цена: составы от стоят довольно много. А если учесть, что для рисования иногда нужна целая палитра, то общая сумма выйдет, мягко говоря, внушительной.

Темпера Применяется несколько реже акрила, поскольку отличается большей сложностью в нанесении. При этом роспись темперой используют тогда, когда необходимо передать естественные, более мягкие цвета. Темпера также отличается укрывистостью и хорошо сохнет, не деформируясь и не растрескиваясь.
Гуашь Гуашевые краски для декорирования деревянных поверхностей применяются несколько реже, поскольку гуашь не отличается стойкостью и потому требует дополнительной защиты (лакировка, лессировка). Частично компенсировать этот недостаток можно, загустив гуашь. Для этого в емкость с краской добавляют от 15 до 30% (по объему) клея ПВА.
Акварель Акварельные краски очень редко используются в качестве самостоятельного пигмента, поскольку их структура не позволяет наносить четкие контуры. Из-за высокого содержания воды цветовое пятно расплывается, поскольку пигмент двигается вдоль волокон. В то же время роспись по дереву акварелью используется в качестве вспомогательной методики, например, для тонировки участков при резьбе или выжигании.

Естественно, что здесь мы описали лишь наиболее обширные группы декоративных составов, которые используются в оформлении. На сегодняшний день на рынке представлены десятки крупных брендов, а палитры содержат сотни и тысячи различных оттенков, потому найти нужную краску не составит труда.

Компоненты и инструменты

Разные виды росписи по дереву предполагают использование разных методик и приемов, однако набор инструментов и дополнительных материалов у художника все равно будет примерно одинаковым. Ниже мы приведем ориентировочный список, который можно считать «программой – минимум». Начните с этого перечня, а со временем, втянувшись в работу, поймете, что именно вам нужно добавить.

Итак, для подготовки деревянных поверхностей к росписи используются:

  • Шкурки с различным размером зерна для шлифовки древесины.
  • Шпатлёвки для заделки дефектов и щелей между отдельными деталями.
  • Водные, спиртовые или масляные морилки.
  • Краски в баллонах для быстрого нанесения грунтовочного слоя.
  • Грунтовки по дереву (специальные художественные либо универсальные, на базе водного раствора клея ПВА).

Если же говорить о самом процессе декорирования, то технология росписи по дереву предполагает использование следующих инструментов:

Кисти художественные разных размеров (от № 0 до № 10). Из материалов лучше всего выбирать колонковые кисти, но они довольно дороги. Именно по этой причине новичкам рекомендуют осваивать методику росписи с «беличьими» кистями или изделиями из щетины, и только потом переходить на дорогие изделия.

  • Кисти для нанесения лака – более широкие, часто плоской формы. Могут быть как натуральными, так и синтетическими, в зависимости от того, какой именно состав планируется применять для лакировки древесины.
  • Валики – для обработки больших поверхностей.

Аэрограф используют профессионалы для быстрого нанесения рисунка и для создания плавных цветовых градиентов. При использовании аэрографии часто применяются трафареты для росписи по дереву акриловыми красками, изготовленные из картона или тонкого пластика.

Среди вспомогательных предметов можно выделить:

  • Палитра – деревянная или пластиковая пластинка для смешивания красок.
  • Малярный скотч – для оформления ровных линий и для защиты участков.
  • Ветошь – для вытирания рук, кистей, а также для быстрого удаления капель краски с различных поверхностей.
  • Баночки с водой — для мытья кистей и разведения краски.

Декоративная роспись стекла

Первые рисунки и орнаменты, которые нанесет рука начинающего художника на стеклянную поверхность, не должны быть слишком сложными. Если рисовать будет ребенок, можно предложить ему изобразить цветок, бабочку, украсить изделие облаками и солнцем, нарисовать дождь и т. п.

Техника

Для росписи стекла применяют сходные по исполнению техники:

  • простую заливку контура;
  • тиффани – создание сплошного узора из отдельных элементов, каждый из которых выглядит как деталь мозаики;
  • витражную роспись – выполняется специальными красками (прозрачными), каждая часть рисунка представляет собой темный контур, залитый 1 тоном.

Работа начинается с подготовки стекла. Для первых опытов можно расписать стеклянную банку, превратив ее в вазу. Чтобы легко снять с изделия этикетку, надо замочить его в теплой воде с моющим средством. Затем емкость моют и высушивают.

Если используется плоская стеклянная пластина, то после удаления пыли сухой салфеткой можно просто обработать поверхность спиртом или водкой, средством для мытья стекол, вытереть до сухого состояния.

Для росписи лучше выбирать качественные краски, например, от фирмы Olki или Decola.

Для росписи готовят:

  • краски и палитру;
  • несколько кистей (для каждого оттенка своя);
  • палочку или лопатку для смешивания красок;
  • растворитель с ацетоном в составе;
  • акриловый прозрачный лак.

Подготовленную основу раскрашивают в следующем порядке:

  1. Тонкой кистью наносят контуры рисунка, подложив эскиз на бумаге под пластину. Если выбрана техника тиффани, рисуют небольшие округлые контуры, из которых состоит большая деталь росписи (например, фон). Элементы рисунка могут быть целыми, если они невелики (лепесток маленького цветка и т. п.), их форма может быть любой. Когда все контуры прорисованы, изделие оставляют сохнуть на срок, указанный производителем краски. Если был использован объемный контур (рисуют им без кисти, выдавливая полоску из тюбика), нужно полностью высушить его перед раскрашиванием.
  2. Заполнить внутреннюю часть контура краской нужного оттенка. При рисовании в стиле тиффани можно в 1 элементе «мозаики» сделать 2-3 мазка разными оттенками цвета. Это придаст рисунку выразительность и создаст эффект объема. Для витража внутреннюю часть контура заливают 1 оттенком. Если рисуют предмет с тенью, делают несколько мазков более темным оттенком той краски, которой залит элемент.
  3. Готовое изделие высушивают, покрывают лаком. Чтобы сделать рисунок еще устойчивее к воздействию влаги при уборке, изделие можно прогреть в духовке. Стеклянную вещь кладут в холодный шкаф, а затем включают его, доводят температуру до +150°С, отключают и оставляют стекло остыть в печи.

Роспись акриловыми красками

Полноценная роспись больше подходит для людей, которые могут самостоятельно создать интересную картинку на мебели. Но это не является обязательным условием. Простой рисунок в виде вишенки на детском стуле вполне под силу выполнить и новичку.

Основные этапы работы:

  • Предварительный набросок росписи лучше сделать на бумаге, чтобы подобрать гармоничную цветовую палитру, которая вольется в общий интерьер.
  • Готовят карандаши, краски, кисти, лак и другие подручные материалы.
  • Очертания рисунка наносятся на поверхность мебели простым карандашом без нажима, чтобы он впоследствии не просвечивался сквозь акриловую краску.
  • Сначала окрашиваются крупные элементы росписи, затем оформляют мелкие детали.

В зависимости от нужного эффекта базовому слою краски дают просохнуть или наносят сверху другой тон, не дожидаясь полного подсыхания. Оценить разнообразие изображений, которыми можно украсить мебель, помогут фото:

Всем знакомая акварель

Акварельная краска представляет собой тонко растертый пигмент, смешанный со связующими веществами, основанными на растительном клее. Также в ее состав входит глицерин и фенол. Акварель характеризуется прозрачностью. В продаже можно встретить три вида этой краски:

  1. Жидкое средство в тюбиках.
  2. Мягкая краска в кюветах.
  3. Твердое вещество в плитках.

Начинающие художники используют именно акварель для разрисовки матрешек. Она отлично подойдет для фона на больших участках, потому что разбавляется водой. Вот преимущества этой краски:

  • создает легкие и воздушные рисунки;
  • оснащает изображения тенью и переходом оттенка;
  • делает мазки незаметными;
  • правдиво передает естественные оттенки;
  • отлично смешивается с другими средствами для окрашивания дерева.

Изделия, разукрашенные акварелью, лучше покрывать прозрачным лаком.

Размеры и форма

Размеры деревянной плашки тоже имеют большое значение. Они определяются исходя из требуемых размеров готового изделия с учетом способа его изготовления и отходов от обрезки.

Размеры доски в свою очередь зависят от её назначения. Если для нарезки сыра или фруктов достаточно маленькой дощечки, то для разделки мяса она должна быть не только большой, но и достаточно толстой, чтобы выдерживать удары кухонного топорика.

Разделочная доска для рубки мяса
Разделочная доска для нарезки багетов

Однако следует учитывать и габариты рабочего места на кухне. Толку от большой доски будет немного, если она просто не вместится на столешницу между плитой и мойкой, например.

Разделочная доска должна соответствовать габаритам столешницы, на которой производится нарезка продуктов

Это касается изделий не только рабочего, но и декоративного назначения. Ведь довольно часто они изготавливаются исключительно в качестве украшения интерьера кухни, а не в целях использования по прямому назначению. Украшенные резьбой, росписью или аппликациями, такие аксессуары являются неотъемлемой частью кухонь в деревенском или прованском стиле.

Разделочная доска декоративная резная
Роспись по дереву

Габариты и форма доски должны быть такими, чтобы ею было удобно не только пользоваться, но и хранить. Например, при хранении в подвешенном положении необходимо предусмотреть отверстие. Оно может располагаться посередине или в углу прямоугольного изделия или в центре длинной ручки.

Хранение разделочных досок
Подставка для хранения разделочных досок
Площадка для гольфа готовит немало сюрпризов. Где-то спрятаны лунки, где-то – кухонные ножи

Если изделие будет использоваться не только для нарезки и разделывания продуктов, но и для сервировки, стоит придать ему нестандартную форму.

Разделочные доски на мойку

Качество материала

Требования к древесине для разделочной доски стандартные:

  • она должна быть сухой, чтобы в процессе эксплуатации доску не покоробило от неравномерной усушки. В этом случае пользоваться ею будет невозможно даже в качестве подставки под горячее;
  • на выбранном для обработки куске не должно быть сквозных сучков и трещин;
  • также на поверхности должны отсутствовать следы синевы, плесени или синтетических веществ (бензина, масла и т. п.).

Фанера ФК шлифованная
Разделочная доска из фанеры «Рыба»

Разновидности видов росписи

Сегодня вологодский регион насчитывает около 20 разновидностей росписи по дереву, конкретно тех, что зародились в этой местности много столетий тому назад.

Вологодская роспись по дереву

Это общее название нескольких видов промысла, относящихся к 17 столетию. В данной технике оформлялись преимущественно предметы быта: от прялок до тарелок. Умельцы пользовались темперными красками.

Шекнинская золоченка

Долгое время то, что сегодня хорошо знакомо любителям народных промыслов, было малоизвестной страницей русского искусства. Локальное значение отдельных направлений не сделало им той серьезной культурологической рекламы, как например, хохломе или гжели. К числу таких промыслов можно отнести шекнинскую золоченку. Это графическая роспись с растительными и геометрическими орнаментами на красном фоне. Используемые цвета – золотой и черный.

Раскрашивалась в такой технике токарная посуда, самопрялки, швейки и берестяные лычки. Мастера перед росписью грунтовали дерево красной охрой: для фона перетирали краску с олифой, наносили тонкие лессировочные слои. Влияние иконописи прослеживается в сюжетах и оформлениях расписных работ золоченки.

Гаютинская роспись

На юго-западе Вологодчины зародилась яркая графическая роспись. Это техника с доминированием мелкого узора из лепесточков и точек, семян и побегов, преходящих в один растительный образ (то ли дерево, то ли цветок).

Отличительная черта гаютинской росписи – симметрия заполнения плоскости сообразно штамповке. Роспись краснофонная с наложением зеленой, оранжевой, а также золотой красок. Ранее яркими узорами с изображением, предположительно, Мирового древа (а значит, с языческим подтекстом) украшались, в основном, прялки. Нынешние художники декорируют в гаютинской технике солонки, пасхальные яйца, посуду.

Глубоковская роспись

На северо-востоке Вологодского региона зародилась орнаментальная роспись, подарившая русскому искусству богатство элементов. Местные умельцы не останавливались на шаблонных центрах композиции, активно использовали и розетки, и бутоны, и завитки, и точки, и капли, и скобочки.

Кичменгско-Городецкая роспись

Это направление развивалось на границе трех современных областей — Костромской, Вологодской, Кировской.


Пик творческого успеха – конец 19-начало 20 века. Умельцы расписывали жилище артелями: от заборков и стен до мебели и бытовых предметов. Колористическое решение – красный/бордовый + белый и зеленый. Предпочитаемый мастерами персонаж – лев, который всегда был на «авансцене» в общей композиции. Он символизировал стража, охраняющего хозяйские владения.

Верховажская роспись

Это тоже свободно-кистевой способ: живописными мазками художник переносил рисунок на основу. Если элемент состоял из двух-трех цветов, художник брал белильную оживку с моделированием формы рисунка. Мотивы могли быть как растительными, так и животными.

Резьба и рисунок

Русские народные промыслы (такие, как городец или хохлома) — это изделия из дерева, покрытые узором. Сначала мастера-краснодеревщики делают заготовки из отборной древесины, так называемое «белье», а затем художники покрывают их рисунком. Резьба и роспись по дереву в этом случае неотделимы – они дополняют друг друга. Самый распространенный тип раскрашенной заготовки — русская матрешка. Для ее изготовления применяется токарный метод резьбы, когда изделие вытачивается, шлифуется и затем расписывается. Данный сувенир известен во всем мире и пользуется высоким спросом на протяжении многих лет.

Как перенести рисунок на заготовку

Профессиональные ремесленники сразу расписывают заготовку, но для начинающих мастеров потребуется предварительный перевод картинки на поверхность. Для этого существует несколько способов. Можно попробовать разные варианты переноса и подобрать более удобный.

Трафаретная методика

Перенести рисунок на заготовку можно при помощи трафарета. Для этого в интернете подобрать рисунок и с помощью канцелярского ножа вырезать его. Этот способ возможен для переноса только простых картинок, поскольку для витиеватых узоров понадобится время, ловкость рук и аккуратность.

Более удачный вариант – при помощи кальки. Для этого простым карандашом на шероховатую сторону переносят рисунок, затем прикладывают его к деревянной поверхности, закрепляют скотчем и обводят с обратной стороны. Один узор можно переносить до четырёх раз. Специалисты советуют использовать жёсткий валик. Его следует прокатать несколько раз по закреплённому эскизу.

Перенос рисунка при помощи кальки

Многие выбрали для себя термический перенос рисунка при помощи утюга. Для этого подойдет плотная бумага, а также глянцевые страницы журналов. Следует на лазерном принтере распечатать узор, затем приложить сторону с рисунком к заготовке и прогладить

Из-за неровной структуры дерева не весь рисунок хорошо переведётся, кроме того, здесь важно подобрать оптимальную температуру утюга, чтобы картинки с глянца тоже не перевелись на изделие

Термический способ перевода узора

Точечная методика

Точечная методика – это прекрасный вариант для тех, кто совсем не умеет рисовать. Техника заключается в нанесении на основу множества точек, которые впоследствии соединяются сплошной линией. Чем больше их будет нанесено на эскиз, тем точнее получится узор. Также её используют для соединения мелких элементов, например, травинок, стеблей, просветов между узорами.

Существует точечная техника росписи по дереву, в которой эскиз на заготовку переносят тремя способами.

  1. На заготовке делают разметку, отмечают основные точки и двигаются к ним при помощи точек.
  2. На поверхности из дерева последовательно отрабатывают каждый цвет.
  3. Последовательная работа с каждым участком рисунка, этот вариант самый удачный, поскольку картина вырисовывается сразу.

Рисунок по эскизам

Ещё один вариант переноса изображения – под копирку, для этого желательно подбирать её по цвету рисунка, поскольку могут остаться пятна. Работать нужно следующим образом.

  1. Распечатать рисунок.
  2. Положить его на копирку, красящая сторона которой должна лежать лицом к заготовке.
  3. Закрепить рисунок при помощи скотча и обвести его по контуру.

Перенос эскиза под копирку

Опытные художники самостоятельно рисуют эскиз на бумаге, это может быть целая картина или некоторая её часть. Затем рисунок переносят на поверхность и расписывают.

Особенности городецкой росписи

Основное отличие этого промысла – содержательность. Каждый элемент изображения служит рассказчиком, рисуя не только визуально привлекательный ряд, но и целую историю. Апофеоз содержательности городецкой росписи – жанровые сцены. Они вольные и достаточно условные по своему характеру, иногда даже граничат с шаржем. Но при этом их очень интересно рассматривать, «читать».

В городецкой росписи нередко реалистичные мотивы соседствуют с идеализированными. Образы животных и птиц очень декоративны. На расписных изделиях можно увидеть львов и барсов, которые для России, естественно, были экзотическими животными. Но даже привычный конь предстает на расписной доске горячим, сильным, и при этом изящным животным, поза его горда и воинственна, и сам он предстает не тягловой силой, а царственным животным.

Не редкость для городецкой росписи – парные изображения, обращенные друг к другу элементы. Где сюжет того требует, художник пользуется мотивом пышного занавеса. Самые предпочитаемые цвета: ярко-красный, выразительный зеленый, глубокий синий, черный. Роспись ведется кистью, предварительный рисунок не наносится. Техника предполагает и широкие мазки, и тончайшие линии, виртуозность прорисовки которых требует навыков и опыта.

Характеристики акриловой краски

– это водно-дисперсионные красители, в основе которых лежат полиакрилаты (сополимеры), формирующие защитную пленку.

Основные компоненты смеси:

  • цветовой пигмент – предназначен для получения необходимого цвета, повышения показателя устойчивости к ультрафиолетовому воздействию;
  • полимерная акриловая эмульсия;
  • вода.

Преимущества покрытия:

  1. Прочность, повышенная устойчивость к изнашиванию. Свежий краситель можно легко убрать с поверхности изделия. А когда покрытие полностью засохнет, оно уже не будет пропускать воду, и, в отличие от акварели, его можно мыть водой.
  2. Стойкость к атмосферным осадкам, ультрафиолетовым излучениям, температурным перепадам и механическим повреждениям. Краска не выгорает, не теряет свою первоначальную яркость после продолжительного периода эксплуатации деревянных изделий.
  3. Быстрое высыхание обработанных поверхностей. Через 2 часа после нанесения первого слоя красителя можно накладывать второй.
  4. Краска экологически безопасна для окружающей среды. Она не содержит вредных компонентов для человека, а при нагревании не выделяет токсичных веществ. Поэтому при работе с красителем не требуются дополнительные средства защиты.
  5. После застывания краски на поверхности обработанных предметов формируется защитная пленка, на которой не образуются трещины. Материал не боится высоких температур.
  6. Акриловое покрытие является паропроницаемым, поэтому не мешает выведению паров из дерева.

При выборе цвета для изделия необходимо учитывать, что первоначальный тон краски на основе акрила после ее высыхания на деревянной поверхности становится темнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector