Укладка тротуарной плитки своими руками без бордюра: основные способы, технология

Что нужно подготовить до начала выполнения работ

Чтобы качественно уложить каменный бордюр из камня своими руками, потребуется набор инструментов и оборудования. Подготовительный этап работ включает в себя выравнивание территории, на которой проводятся монтажные работы.

Для этого снимают дерновый шар грунта и переносят в другое место. Толщина слоя составляет 50-100 мм. Снимать растительный слой нужно аккуратно, чтобы не повредить основной грунт.

Основание под установку камня

Поребрик из бордюрного камня устанавливается на основание из щебня, песчано-цементную смесь, бетонную подушку. Выбор технологии устройства бордюрного камня зависит от требований, предъявляемых к конструкции и долговечности покрытия.

Технология укладки основания и устройство подушки предусматривают поэтапное ведение работ, которые включают в себя:

  • разметку линии прокладки ограничивающего камня и определение глубины заложения;
  • земляные работы, связанные с выравниванием поверхностного слоя грунта и устройства траншей;
  • обустройство основания;
  • установку камня;
  • закрепление бордюра и заделку швов между элементами кладки.

Разметку линии установки конструкционных элементов осуществляют с помощью шнура, натянутого между колышками. На этом этапе работ можно проконтролировать качество выравнивания поверхности.

Глубина траншеи зависит от способа установки конструкционных элементов, их габаритов и требуемой высоты над уровнем полотна. При укладке тротуарного полотна высота установки бордюра равняется 15-20 см с учетом габаритов материала.

На въездах и входах бордюрный камень укладывают на большую глубину, что исключает создание препятствия. На дорогах конструкционный элемент устанавливают на высоту камня. Ширина траншеи должна быть на 5-7 см больше основания бордюра.

При обустройстве щебеночного основания на дно подготовленной траншеи засыпают слой песка, проливают водой для уплотнения, трамбуют и устанавливают камни. Этот способ рекомендуется применять для ограждения садовых насаждений и тротуарных полотен.

Укладка конструкционных элементов на бетонную подушку отличается высокой стоимостью и прочностью. В процессе обустройства на дно траншеи насыпают слой песка и щебня мелкой фракции. Бордюр устанавливается на бетонную смесь.

Установка бордюров из резины

Основание, куда устанавливают бордюры из резины, бывает:

  • твёрдыми. Если плитку укладывают на твёрдую основу, то и бордюр устанавливают на такую же основу. Очищают пылесосом основание, куда планируют установить бордюр и промазывают полиуретановым клеем. Нижнюю плоскость бордюра тоже покрывают клеем и придавливают к месту установки. Сохнет конструкция около 48 часов;
  • сыпучими. Если плитку устанавливают на сыпучую основу, то бордюры крепят в определённом порядке. По сделанной разметке роют канаву, глубина у которой на 10-14 см превышает высоту бордюра и шириной на 8 см больше его ширины. В канаве делают подушку из щебня и заливают слой бетона до 12 см. Бордюры заглубляют в бетонную смесь до образования бетонного замка. В свободное пространство засыпают щебёнку, трамбуют и заделывают раствором.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.2.2. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

час.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие технологические операции:— геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней;— подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение грунта основания;— устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;— устройство основания h=0,10 м из бетона;— установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до проектной отметки;— дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;— обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;— заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); специальное оборудование ЭД-3М для монтажа бортовых камней; бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K

Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М

Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

Рис.4. Электростанция Honda ET12000

Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.5. Для установки бетонных бортовых камней применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; бетон тяжелый класса В15, отвечающий требованиям ГОСТ 7473-2010; камни бетонные бортовые БР 100.30.15, отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91; пиломатериал обрезной 25-32х100 мм и деревянные бруски 40х40 мм, отвечающие требованиям ГОСТ 8486-86; цементный раствор М 50, отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98.2.6. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:— СП 48.13330.2011. «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004»;— СП 126.13330.2012. «Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84»;— Пособие к СНиП 3.01.03-84. «Производство геодезических работ в строительстве»;— СП 78.13330.2012. «Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85»;— СНиП III-10-75. «Благоустройство территорий»;— СНиП 2-07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;— ГОСТ 8267-93. «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ»;— ГОСТ 28013-98. «Растворы строительные. Общие технические условия»;— ГОСТ 7473-2010. «Смеси бетонные. Технические условия»;— ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые»;— СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. «Организация строительного производства. Общие положения»;— СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. «Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ»;— СНиП 12-03-2001. «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;— СНиП 12-04-2002. «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;— НПО РОСДОРНИИ-1993 г. «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог»;— РОСАВТОДОР-2002. «Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них»;— РД 11-02-2006. «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;— РД 11-05-2007. «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;— МДС 12-29.2006. «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты».

Технология установки бортового камня

Технология установки бордюра подразумевает устройство бетонного основания по песчаной или щебеночной подушке

B ходе работ выполняются следующие технологические операции*

  • отрывка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение в нем грунта основания;
  • устройство выравнивающего слоя из песка или фракционного щебня;
  • устройство основания из мелкозернистого бетона (класс В15, М200)
  • установка бортовых камней нa бетонное основание;
  • дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;
  • осаждение бортового камня до проектной отметки;
  • заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором с расшивкой;
  • устройство мощения или отсыпка грунта газона с обратной стороны бордюра.

*Полная информация по установке бортовых камней (нормативы, схемы) содержится в документе: “Технологический регламент на установку бетонных бортовых камней. ТР 1.1-2017. СПбГКУ «Дирекция транспортного строительства». CПбГКУ «Центр комплексного благоустройства», Cанкт-Петербург, 2020 г.

Установка бордюра своими руками: технология

Для начала определимся с инструментами, которые нам понадобятся во время работ по установке бордюра.

Идеальный набор должен содержать: мастерок, резиновую киянку, уровень, инструмент для трамбовки, шнур.

Однако можно обойтись и подручными инструментами.

Например, вместо резинового молотка взять обычный и обмотать его толстой тряпкой.

Монтаж конструкций самостоятельно производится без особых сложностей.

Для этого необходимо выполнить следующие работы:

Во-первых, следует определиться с местом, куда будут устанавливаться бордюры. По всей территории натягивается нить, грамотно рассчитывается высота. Если данное приспособление будет отделять дорожу, здесь необходимо учесть небольшой уклон, который будет служить в качестве стока воды, это необходимо для того чтобы вода после дождя не застаивалась. Дабы зафиксировать нить, следует вбить колышки, через один-два метра, это позволит сохранить отличное натяжение
Во-вторых, рассчитать глубина. Данный параметр зависит исходя из высоты конструкции, толщины подушки из цементного раствора, а также от ширины самого бордюра

К этим расчетам можно добавить ещё один сантиметр с каждой стороны, это позволит провести все работы максимально удобно;
В-третьих, важно правильно и ровно уложить раствор, на который будет производиться монтаж конструкций. Это выполняется благодаря маякам и соответствующим правилам;
В-четвёртых, устанавливая каждый из элементов, нужно выровнять его по горизонтали, а точнее по натянутой нити

Для этого можно применить резиновый молоток;
В-пятых, Чтобы конструкции не покосились, после установки нескольких элементов, стоит вернуться к первому и укрепить основание цементно-песчаной смесью;
В-шестых, Если бордюр одиночный, то для красивого внешнего вида следует прикопать, а затем выровнять его под уровень грунта. В случае, когда приспособление примыкает к дорожке, тогда выравниваться будет уже основание, под саму плитку. Так или иначе, а оставшиеся щели, которые могут появиться у края траншеи рекомендуется засыпать дренажными материалами или гравием.

Технология и особенности укладки бордюра

На самом деле, укладка бордюра не является через чур сложной процедурой.

Основная трудность, в данном случае, связана с большими габаритами конструкций и массой.

Не стоит забывать, что укладка садового бордюра или любого другого выполняется до прокладки финишного покрытия из тротуарной плитки или асфальтобетона.

Следует отметить, что технология укладки бордюров в первую очередь, зависит от назначения такого приспособления, его длины и особенностей ландшафта.

Необходимо отметить, что правильная укладка бордюра выполняется с помощью специальной техники, именно она помогает сформировать прочное и ровное бетонное ограждение.

Также, помимо спецтехники может понадобиться и ручной инструмент: резиновый молоток, мастерок, уровень, шпатель, рулетка, лопата.

Укладка бордюра своими руками не составит больших трудностей.

Данный процесс состоит из следующих этапов:

  • Производится подготовка траншеи;
  • Утрамбовывается дно самой траншеи, это необходимо для того, чтобы бордюр лёг на ровную поверхность;
  • На дно укладывается либо гравий, либо щебень;
  • В случае необходимости также может быть установлена армирующая сетка;
  • Дно необходимо залить бетонным раствором;
  • Выполняется установка бордюра, а также производится его регулировка положения.

Если вам предстоит установить сложные бордюрные ограждения, тогда помните, что в данном случае применяется технология армирования.

Перед процедурой монтажа в траншею также должна быть уложена арматурная решётка.

Благодаря специальным армирующим элементам увеличивается прочность, а также долговечность бордюра.

Для того чтобы сформировать конструкцию, которая будет нести главную функциональную нагрузку, применяются достаточно большие и тяжёлые бетонные блоки.

Если нужна укладка бордюра для дорожек, декоративного плана, который будет разделять пешеходные зоны дороги, используется более узкие, невысокие приспособления.

При этом ширина шва, межу монтируемыми блоками не должна быть больше пяти миллиметров.

Окончательное высыхание бетонного основания составляет десять дней.

Но во время высыхания, ни в коем случае нельзя подвергать конструкции любым нагрузкам.

Естественно, практичность и надёжность таких элементов зависит от качества бетонного основания, поэтому, перед процедурой монтажа, необходимо приобрести готовый раствор для укладки бордюра высочайшего качества.

Укладка пластиковых бордюров

Как уже было сказано выше, пластиковые готовые изделия – это огромное разнообразие форм, размеров и цвета. Поэтому рассмотрим каждый вид по отдельности, потому что технология установки каждого отличается от других.

На фото ниже показан пластиковый бордюр типа «Кантри». Это рулонного вида изделие длиною 10 м, толщиною 2 см и высотою 11 см. Способ его монтажа прост:

  • укладывают по краю подготовленной траншеи, закрепляя к грунту пластиковыми или металлическими штырями, которые идут в комплекте к изделию;

  • присыпают с внутренней стороны грунтом или щебнем;

  • то же самое делают с противоположной стороны, выставляя обе ленты на одной высоте.

Пластиковый бордюр модели «Кантри»Источник sad-dizayn.ru

Модель «Кантри» достаточно тонкая, поэтому ее использование по внешнему виду формирует дорожки без бордюра. То есть сам пластиковый элемент малозаметен, особенно, если его правильно подобрать по цвету, в тон тротуарной плитки.

Следующий пластиковый бордюр имеет длину 3 м. Это своеобразная панель с крепежными отверстия в нижней полке элемента, куда забивают пластиковые штыри, как показано на фото ниже. Бордюр этого типа достаточно гибкий, поэтому не проблема сформировать им криволинейные тропинки.

Пластиковая бордюрная панельИсточник ekoedge.co.uk

Вообще, производители пластиковых бордюров предлагают широчайший модельный ряд. И он год от года пополняется новинками. Есть в ассортименте стандартные изделия, похожие на бетонные конструкции, как показано на следующей фотографии.

Традиционной формы бордюры из пластикаИсточник 9dach.ru

Или бордюры в виде ограждения, которые используют не только для формирования тропинок, но и в качестве оградительных элементов для клумб и цветников. Некоторые из них представляют монолитные изделия со штырями вместе. Другие представлены на рынке сборными конструкциями с соединительными штырями, которые не только соединяют части в единое целое, но и являются крепежными элементами, которые забивают в грунт.

Пластиковый сборный бордюр декоративного типаИсточник vesta-teplij-pol.ru

Сегодня производители предлагают изделия из пластика с имитацией под камень, под древесину и другие строительные материалы. То есть выбор настолько огромен, что дает возможность подобрать бордюр под ландшафтный дизайн загородного участка.

Тротуар без бордюров

Существует несколько технологий, в которых бордюры не нужны. Это сокращает бюджет на возведении тропинок и аллеек, и упрощает строительный процесс. Поэтому будем дальше рассматривать технологию укладки тротуарной плитки без бордюра.

Камень бордюрный бортовой дорожный цена

Наименование изделия Габаритные размеры Норма загрузки а/м 20 т, шт. Цена с НДС и руб.
Длина, см Ширина, см Высота, см
Камень бортовой дорожный БР 100.30.15 старая 265,00 новая 235,00
Дорожный бортовой камень БР 100.45.18 старая 650,00 новая 580,00
Камень бортовой дорожный БР 100.30.18 Бордюрный камень — изделие, отделяющее пешеходную, велосипедную или проезжую часть дороги от газона и прочих элементов ландшафта. Его функции — разделяющая, завершающая оформление ландшафта, эстетическая. С качественным бордюрным камнем кромка долго остается аккуратной и красивой.

Асфальт, тротуарная плитка (читайте о видах тротуарной плитки ), газон, не оформленные с помощью каменного бордюра, постепенно осыпаются, расползаются в стороны, их контуры теряют четкость. Требования, которые предъявляются к элементам бордюра:

  • Морозостойкость
  • Устойчивость к воздействию влаги
  • Прочность для сохранения геометрической целостности кромки участка.

Лучший материал для изготовления бордюрного камня — бетон, в состав которого входят цемент, песок, дробленый камень.

Согласно назначению, основными видами являются:

  • Тротуарный
  • Дорожный.

Элементы, отделяющие газон, пешеходную зону от проезжей части, подвергаются значительным механическим нагрузкам, поэтому имеют большие габариты, в сравнении с теми, что используются исключительно в пешеходной зоне. Дорожный камень защищает территорию, граничащую с шоссе.

Он может иметь как прямую, так и изогнутую, дугообразно форму для оформления криволинейных участков дороги, островков безопасности.

Маркировка:

  • БР — бордюрный рядовой камень.
  • БУ — бордюрный камень рядовой с уширением. Такой элемент выглядит, как брусок со снятой фаской.
  • БУП — бордюрный камень с прерывистым уширением. С его использованием благоустраиваются элементы городского ландшафта — остановки, заезды, клумбы.
  • БЛ — прямой с лотком. Этот элемент имеет желоб с плоским дном для отвода дождевой воды; используется на участках, где возможны дождевые размывы и случаются частые снеговые нагрузки. В качестве дренажного канала используется вдоль проезжей части, на тротуарах, остановках и стоянках.
  • БВ — бордюрный камень въездной. Используется для понижения уровня высоты бордюра в местах пересечения тротуара с проезжей частью, им оформляются въезды на внутридворовую, внутриквартальную территорию.
  • БК — криволинейный. Устанавливается в местах скруглений, имеет закругленную форму, в верхней части — скосы.

Размеры и вес

На территории Российской Федерации действует ГОСТ, который регламентирует такие показатели и габариты бордюрных камней, как высота, ширина, длина и вес. Так, например, на строительном рынке вы сможете найти строительные блоки таких габаритов: 1000х300х150, 1000х200х40, 500х200х80, 1000х200х80 и т. д. При этом каждый из размеров весит по-разному. По размеру и весу разделяют несколько категорий бордюрных камней:

  • БР (рядовой);
  • БУ (рядовой уширенный);
  • БУП (рядовой уширенный прерывистый);
  • БЛ (прямой с лотком);
  • БВ (въездной);
  • БК (радиальный, радиус кривизны 5-15 м).

Рассмотрим самые популярные размеры строительных бордюрных блоков:

  • 1000х200х80 с весом в 40 килограммов (чаще всего используется для обустройства газонов и садов);
  • 500х200х30 с весом в 6,65 килограммов (достаточно тонкий строительный блок);
  • 500x200x70 с весом в 15 килограммов (основной способ изготовления – вибролитье);
  • 500х200х80 с весом в 18 килограммов (с помощью данной разновидности обустраиваются пешеходные зоны);
  • 500х200х60 с весом в 16 килограммов (используется в парках).

Разновидности бордюрного камня в Москве

Бордюры бывают двух видов: односторонние и двухсторонние. Первый применяется на дорогах, не требующих определенной эстетики, а вторые более привлекательные и применяются для увеличения прочности автодорог с пешеходными зонами и тротуарами. Двухсторонние не только придают красоту городскому ландшафту, но и защищает людей, двигающихся вдоль дороги. Существует много типов камней: садовые, газонные, дорожные и декоративные. Наименование говорит нам о стойкости к нагрузкам и о предназначении камня. Декоративный бордюр необходим для территорий, где нет транспортной нагрузки, его часто используют, например на дачных участках.

Самым прочным и надежным камнем считается дорожный бордюр, так как его производят из тяжелого бетона. Габариты и формы дорожных бордюров могут отличаться. Он используется в более суровых условиях, например внутри города, у него нет различной окраски, но он может иметь разную толщину. Он приспособлен к воздействиям окружающей среды, например к дождям, а также он имеет отличную морозоустойчивость. Если сравнивать его с камнями из литого бетона, которые, прослужив малый срок начнут трескаться и рассыпаться, то дорожный бордюр выигрывает стойкостью и сроком эксплуатации, он намного качественнее и прослужит не один десяток лет.

Предназначение бордюра

Установка бордюра — это не дешёвое мероприятие, но отказаться от их установки — это неверное решение, потому что он играет важную роль:

  • в укреплении дорожного покрытия, не давая ему разрушаться. Особенно там, где участки для укладки плитки узкие. Заменить его другими материалами проблематично. Некоторые хозяева используют кирпичи, установленные вертикально или куски шифера. Но по истечению времени, признавая, что они ошиблись, устанавливают бордюр, затрачивая на это дополнительные средства;
  • в создании дополнительного декоративного эффекта. Зачастую трудно себе представить дорожку без установленных по её бокам бордюров. Если отсутствует ограничительная линия, то многие считают это недоделкой. Дизайн участка воспринимают негативно.

Наличие этих функций предъявляет к бордюрам повышенные требования, чтобы материалы для их изготовления были качественными, укладка проводилась по технологии. Не соблюдая эти требования, основные задачи установки бордюра будут не выполнены.

Установка камней на подготовленное основание

Во всех трех способах бордюрный камень нужно ставить по шнуру, который натягивают на колышки в верхних и нижних точках в зависимости от уклона продольного профиля дорожки непосредственно перед тем, как установить бордюр. При этом первый камень ставят на край траншеи, вдоль нее.

Необходимо обязательно проверять правильность установки не только по натянутому шнуру, но и строительным уровнем во всех направлениях возможного уклона.

Шнур — это инструмент для простой предварительной установки камня, позволяющий сразу увидеть, как правильно и ровно установить бордюры. Посадка и выравнивание ограждающего материала осуществляется резиновой или деревянной киянкой.

Внимание! При использовании металлических молотков, в месте удара необходимо подкладывать деревянную прокладку, так как установленный бордюрный камень — долговечный, но хрупкий материал и от сильного удара он может расколоться. Необходимую подрезку камня выполняют при помощи угловой шлифмашины (болгарки) с алмазным кругом по дереву

Не используйте для монтажа тротуарных бордюров вибрационный и пневматический инструмент

Необходимую подрезку камня выполняют при помощи угловой шлифмашины (болгарки) с алмазным кругом по дереву. Не используйте для монтажа тротуарных бордюров вибрационный и пневматический инструмент.

После того, как вы закончили ставить все бордюрные камни, они фиксируются заливаемой с обеих сторон цементным раствором или бетонной смесью с использованием щебня мелкой фракции.

Виды бортового камня

Разнообразие этого типа дорожно-строительного материала, предлагаемого сегодня на рынке, очень велико. При желании, вы сможете найти бортовые или бордюрные камни самой различной формы, поперечного сечения, размера и цвета, изготовленные из бетона, натурального или искусственного камня, из керамических материалов или из композитных смесей с добавлением пластических масс.

Промышленные производители бордюров разделяют их на два вида: тротуарный поребрик и дорожный бордюрный камень.

Они различаются, прежде всего, своими размерами.

Дорожный камень, как правило, большей длины, массы и площади поперечного сечения, чем тротуарный бордюр. Кроме этого, при изготовлении таких материалов используют стальную арматуру, которая придает им повышенную прочность и долговечность.

Преимущество же тротуарных изделий заключается в большом разнообразии применяемых материалов, цветовых оттенков, форм, размеров. Кроме того, они более подходят для тех случаев, когда выполняется установка бордюров своими руками, а не путем привлечения строительной бригады. Их наиболее часто используют при обрамлении тротуарных дорожек, площадок во дворах частных домов, оформлении клумб и других садовых насаждений.

Обратите внимание: специалисты признают возможность самостоятельного изготовления бордюрных камней, но качество таких изделий значительно уступает заводскому, а объем работ увеличивается в 2-3 раза, а то и больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector